Алупкинский парк. Нижний парк
Придворцовая часть Алупкинского парка резко отличается от Верхнего. Она создавалась по принципу регулярных парков с чёткой, строгой планировкой, фигурной стрижкой растений. Здесь ровные террасы спокойно спускаются к морю, и главным средством эмоционального воздействия является цвет: мягкая бирюза морских далей, яркая голубизна неба и обилие разнообразных цветов, которые цветут в разное время года, сменяя друг друга, вьются по стенам дворца, ковром расстилаются по земле. Радуют взор крупные, нежные розы, ярко-оранжевая текома, тонкое кружево бледно-сиреневой глицинии, пышные грозди индийской сирени, многоцветные узоры клумб.
В центре партера перед южным фасадом дворца находятся два каскадных фонтана, высеченные из белого мрамора. Вода их, наполняя две чаши, расположенные друг над другом, стекает в водоём, а затем каскадом падает вниз.
Львиная терраса
Ко входу в Воронцовский дворец подводит широкая лестница из диабаза, украшенная скульптурами львов. Внизу — «спящий лев» работы итальянского скульптора Бонанни. Мастер великолепно передает состояние сильного, могучего животного, скованного крепким сном. Остальные пять львов сделаны в мастерской Бонанни. Выше «спящего льва» расположена пара «пробуждающихся», а у входа стоят «бодрствующие львы», как бы охраняющие дворец.
Мраморные фонтаны, вазы и скульптуры хорошо сочетаются со светлой, глубокой нишей входа во дворец.
Осенью 1898 г. Шаляпин, Рахманинов и другие артисты давали здесь концерт, о котором писалось: «Он проходил на террасе Воронцовского дворца под открытым небом при свете луны и звезд, с двумя канделябрами на рояле. Но Сергей Васильевич (Рахманинов) играл всё наизусть, и даже при аккомпанементе свечи ему не понадобились. Было чудесно!».
Фонтан слёз
На второй террасе у библиотечного корпуса посреди цветника находится фонтан, повторяющий в миниатюре формы больших каскадных фонтанов. Там же, в тени зелёной беседки, увитой глицинией, установлен «Фонтан слёз», вариант известного бахчисарайского фонтана, воспетого А. С. Пушкиным. Вода небольшими каплями падает из одной чаши в другую, образуя тихий, ровный ритм капель — «слёз». Подпорные стены террас украшают еще два фонтана: фонтан амуров (у библиотечного корпуса) и фонтан «Раковина» (у спуска с львиной террасы).
В пору цветения высеченными из мрамора кажутся и огромные цветы магнолии, величаво покоящиеся на блестящих темных листьях. Этим деревом, у библиотечного корпуса, как бы завершается оформление первой террасы.
Склоны между первой и второй террасами обсажены стрижеными кустами буксуса балеарского, лавра благородного, вечнозеленой калины, фотинии, образующими сплошную зеленую стену.
Ближе к морю, ввиду сложного рельефа местности и наличия густой естественной растительности, парк развивался в ландшафтном стиле.
В Нижнем парке есть еще один небольшой участок, оформленный в стиле регулярных парков, — это район пальмовой аллеи, к западу от дворца. Спустившись с львиной террасы, туда можно пройти по широкой парковой дорожке, обсаженной стрижеными вечнозелеными кустарниками.
В нескольких местах в зелени стоят тёмные изваяния, так называемые «каменные бабы». Они были найдены в степном Крыму в 40-х годах XIX в. Такие скульптуры обычно ставили на могилах погибших половецких воинов (XI–XII вв).
«Кошкин глаз»
В Нижнем парке постоянно слышен шум падающей воды. Из источников, которые питают Верхний парк, вода течёт по специально сделанным руслам в Нижний и, образуя здесь водопады и каскады, с шумом сбегает в море. В восточной части парка в роще близ моря находится один из самых крупных, так называемый большой каскад. В западной части, у дорожки, ведущей от дворца к пальмовой аллее, расположен источник «Кошкин глаз». При взгляде на него создается впечатление, что в толстом камне пробито отверстие, из которого в водоём падает вода. На самом деле впечатление отверстия создается искусно замаскированным соединением двух камней.
Пальмовая аллея
Достопримечательностью западной части парка является уже упоминавшаяся пальмовая аллея, которая протянулась более чем на 100 метров. По обе стороны её посажены китайские веерные пальмы, между ними — розы, оживляющие однообразный ритм пальмовых стволов. Кусты индийской сирени, форзиции, айвы японской дополняют пейзаж. Декоративный эффект создают кусты стриженого тиса, которым придана форма куба, конуса, шара. Особенно величественной кажется здесь секвойя, гордо возвышающаяся над ровным зеленым партером. Интересно, что даже кроне этого гиганта придана геометрическая форма.
Здесь, в одном из самых красивых мест Алупкинского парка, был установлен памятник красногвардейцам, павшим в борьбе за Советскую власть в 1918–1920 гг.
Ниже пальмовой аллеи к морю спускается пейзажная часть парка. На пологом склоне растут могучие, развесистые платаны.
Если в Верхнем парке из пирамидальных кипарисов создавались плотные посадки (своеобразные кулисы или монументальные аллеи), здесь между кипарисами оставлены большие расстояния, в которые, будто в окна, врывается солнечный свет и густая синева моря.
У пристани начинается приморская дорога, проходящая через весь Нижний парк. Здесь появляются новые живописные картины, теперь уже дополненные красками моря. В этой части парка преобладают посадки тамариска, алеппских сосен и маслин, которые принимают на себя порывы ветра и морские брызги, вредно действующие на другие растения.
У самого моря находится один из интересных архитектурных памятников, так называемый «Чайный домик», построенный в 20-х годах XIX в. в классическом стиле архитектором Ф. Эльсоном. Недалеко от него вдается в море скала с видовой площадкой, получившая имя выдающегося русского мариниста И. К. Айвазовского, часто бывавшего в Алупке.
Великолепная природа Крыма, красота алупкинского пейзажа привлекали внимание многих побывавших здесь художников: Н. Г. Чернецова, И. И. Левитана, А. М. Васнецова, В. И. Сурикова и других известных мастеров кисти.
От скалы Айвазовского протянулась красивая роща алеппской сосны. Воздух здесь, напоенный ароматами хвои и моря, особенно чист и прозрачен.
В Нижнем парке интересны также таксодиумы и гиганты растительною мира секвойи. Прижился здесь и единственный представитель далекой Австралии— эвкалипт прутьевидный, хотя и чувствует он себя не очень уютно. (Этому теплолюбивому растению зимой холодно, а летом не хватает влаги. По этой причине эвкалипты в Крыму не представляют такого величественного зрелища, как на Кавказе).
Несмотря на то, что в Алупкинском парке акклиматизировано много различных растений, он не превратился в простую коллекцию древесных и кустарниковых пород. Главное его достоинство — в искусной планировке территории, отличном композиционном решении, в гармонической связи с окружающим ландшафтом и всем дворцовым комплексом. Именно эти художественные особенности Алупкинского парка делают его одним из лучших произведений садово-паркового искусства в нашей стране.
Когда-то художник Пьетро Гонзаго, участвовавший в создании прославленного Павловского парка, сказал, что, формируя картины парка, он создает «музыку для глаз». Эта музыка слышна и в Алупкинском парке: в романтических зарослях и на живописных солнечных полянах, в журчании ручьев и шуме водопадов, в шелесте листьев и пении птиц, в дуновении ароматного, чистого воздуха и мерном рокоте морского прибоя. И все это на радость тысячам людей, что приходят сюда во все времена года.