Парадный кабинет. Воронцовский дворец
В его оформлении отчетливо выражены черты английского интерьера первой трети XIX в. Как и в других комнатах Алупкинского дворца, здесь в отделке применено дерево (это характерно для английских построек того времени). Массивные двери, оформление окон, панели сделаны из дуба. Потолок производит впечатление деревянного, однако это роспись масляными красками по алебастру. Его украшает изящный лепной орнамент. С общим тоном дерева, потолка, панелей прекрасно сочетается цвет камина из мрамора серовато-коричневых тонов. Камины вряд ли были нужны в летней резиденции Воронцова в Крыму — это дань английской традиции.
Сквозь высокие окна-эркеры открывается прекрасный вид на горы, великолепный парк с экзотическими растениями. Стены кабинета оклеены английскими обоями, которые сохранились со времени постройки дворца в Алупке. Очень удачно подобран рисунок обоев, коричневые и темно-зеленые тона которых гармонируют и с цветом камина, и с деревянной отделкой комнаты.
Мебель здесь — подлинной английской работы начала XIX в. Богато украшенная резьбой, инкрустированная металлом, она соответствует парадной торжественности кабинета. Только книжный шкаф черного дерева выполнен во Франции в стиле буль¹.
В парадных кабинетах того времени обычно помещали фамильные портреты. На стене — портрет владельца дворца М. С. Воронцова в полной парадной форме, написанный немецким живописцем Францем Крюгером (1797–1857) в 1854 г. Этот художник создавал, преимущественно по заказам, официальные, довольно сухие и казенные портреты. Портрет жены графа — Е. К. Воронцовой — выполнен неизвестным художником XIX в. мягче, лиричнее.
Английский живописец Джордж Доу (1781–1829) создал галерею портретов героев Отечественной войны 1812 г., хранящуюся в ленинградском Эрмитаже. В кабинете представлены авторские повторения — портреты генералов Л. А. Нарышкина и Ф. П. Уварова, написанные в романтическом стиле. На третьем портрете работы Джорджа Доу изображена дочь генерала Отечественной войны 1812 г. О. П. Строганова.
Лишь русским живописцам удалось в портретах отойти от сухой парадности или нарочитой героизации. В «Портрете сенатора П. С. Валуева» (1819 г.) работы замечательного художника В. Л. Боровиковского (1757–1825) мы видим человека внутренне сосредоточенного, энергичного и волевого.
Кисти выдающегося русского художника В. А. Тропинина (1776–1857) принадлежит много портретов передовых деятелей русской культуры. В представленном в экспозиции портрете историка И. Е. Забелина передан образ умного человека с мягким, отзывчивым характером.
Оформление парадного кабинета дополняют изделия прикладного искусства из бронзы — канделябры, часы, мелкая пластика.
Во время исторической Ялтинской (Крымской) конференции глав правительств трех союзных держав, которая проходила в Ливадийском дворце 4–12 февраля 1945 г., в Алупкинском дворце размещалась английская делегация во главе с премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем. В этой комнате был его рабочий кабинет.