Артистическая. Воронцовский дворец
За маленькой комнатой, соседствующей с Голубой гостиной, утвердилось название «артистическая». В её убранстве представлены предметы мебели и декоративно-прикладного искусства центральной России второй половины XVIII — начала XIX в.: настенное зеркало в тяжелой барочной резной раме, массивные консоли и кресла с резными золочеными накладками, канделябры.
Творцы подобных изделий в богатых помещичьих усадьбах, как правило, крепостные. Среди них встречалось немало талантливых самородков, виртуозно владевших ремеслом, сочинявших музыку, писавших портреты.
Начиная с середины XVIII в. портрет являлся необходимой частью усадебного быта и как вид искусства отражал возросшее в послепетровскую эпоху значение человеческой личности.
Несмотря на погрешности рисунка, плоские формы и тяготение к ярким локальным краскам, некоторые из экспонируемых полотен в высшей степени духовны и эмоциональны. Например, портрет совсем еще юного, преисполненного надежд на будущее, полномочного министра в Голландии А. Р. Воронцова (1741–1805), кисти крепостного Ивана Кузьмина. Островыразительный «Портрет старика» и, конечно же, самый близкий к оригиналу во всей иконографии портрет Е. Р. Воронцовой-Дашковой (авторы двух последних произведений неизвестны).
В артистической можно познакомиться с произведениями зарубежных мастеров. Виртуозно написана неизвестным нидерландским художником конца XVI в. «Голгофа». Выделяются работы «Скрипачка» и «Мадонна, окруженная ангелами» итальянских художников Джованни Романелли (1617–1662) и Карло Маратти (1625–1713), батальная сцена «В военном лагере» фламандского художника Симона Доува (1630–1677). Особенно интересны картины «Лунный свет» и «Морской пейзаж» французских живописцев Шарля Добиньи (1817–1878) и Филиппа Таннера (1795–1873).