«Асса»
![Кадр из фильма Асса «Асса». Ялта. Набережная](/guidebook/films/images/Асса_Ялта_Набережная.jpg)
«Асса» — двухсерийная мелодрама режиссёра Сергея Соловьёва по сценарию Сергея Ливнева и Соловьёва. Снята киностудией «Мосфильм» в Ялте за два с половиной месяца с декабря 1986 по февраль 1987 года. Фильм поднял престиж Ялты как курорта в межсезонье и крымские власти даже подарили режиссеру Соловьеву квартиру в Ялте с видом на море — за пропаганду курорта в фильме.
Сюжет
Действие фильма происходит в Ялте в начале 1980 года. Молодая медсестра Алика (Татьяна Друбич) за сошлась со своим пациентом Андреем Валентиновичем Крымовым (Станислав Говорухин) — цеховиком, криминальным авторитетом и крупным финансовым махинатором. В Ялте Крымов планирует осуществить кражу скрипки Гварнери.
Ожидая Крымова в зимней Ялте, Алика на одну ночь снимает комнату в доме случайного знакомого, молодого человека по прозвищу Бананан (Сергей Бугаев) и постепенно увлекается им. На этой почве в конечном итоге сообщники Крымова убивают Бананана, а потрясённая Алика в состоянии аффекта убивает Крымова.
Параллельно в фильме присутствует ещё одна сюжетная линия — о последних днях жизни и убийстве российского императора Павла I 12 (24) марта 1801 года.
![Кадр из фильма Асса «Асса». Канатная дорога](/guidebook/films/images/Асса_Ялта_канатная_дорога.jpg)
Места съёмок
Объект номер один, вне сомнения, — канатная дорога в центре Ялты, на которой в фильме катались Алика с Банананом под гребенщиковский «Город золотой». Вагончики уже другие, чем те, которые в снимались фильме — их застеклили и стали они пластмассовыми. Оригинальная же кабинка «Асса» сохранилась — её можно осмотреть на верхней станции канатной дороги (и даже залезть).
Что касается пейзажа, то он претерпел изменения примерно на 50%. Кое-где остались те самые домики в 2 этажа с плоской кровлей и расположенные террасно, а кое-где их уже нет и стоят коттеджи. А на самом холме Дарсан построили жилой комплекс исполинских размеров, перекрыв обзор из кабинок.
Крымов и Алика жили в гостинице «Ореанда» в номере № 302, начальство которой сначала отказало Сергею Соловьеву, но тот отправил телеграмму самому Михаилу Горбачеву, после чего администрация «Ореанды» в добровольно-принудительном порядке смирилась с тем, что в её стенах будут снимать фильм «Асса» и «Ореанда» превратилась в пятизвездочный отель сети «Премьер-Отель». Здание «Ореанды» охраняется государством, было построено в 1907 году. Этот статус позволил ему избежать каких-либо капитальных реконструкций, поэтому внешний облик отеля, остался таким же, каким был в «Ассе».
Ресторан, в котором происходит сцена с избиением и окунанием в фонтан уголовника Бабакина, переодетого в форму майора ВВС, находится в здании гостиницы «Таврида». Это старейшая гостиница Ялты — памятник архитектуры, охраняется государством. Но это не мешало в украинское время фирме «Консоль» реконструировать её на свой лад в 2005 году. Фонтана в ресторане уже нет. Вид на гостиницу открывается из кабинки той самой канатной дороги. Хорошо виден достроенный мансардный этаж.
Театр лилипутов снимали в Никитском ботаническом саду. Здание, в котором происходили представления, — Летний театр. Долгое время он находился в запущенном состоянии, но недавно его привели в порядок. Попадавшая в кадр беседка осталась в том же виде.
По сценарию, квартира Бананана находилась по адресу ул. Морская, 1. Саму квартиру снимали в Москве, а вот двор был настоящий ялтинский. Сам дом не подвергся каким-либо капитальным изменениям. Режиссер Соловьев поселил Бананана в очень фешенебельном месте у самого моря, что, видимо, и дало возможность его матери по сценарию сдавать комнаты отдыхающим. Со двора дом практически не изменился, капитальному ремонту с тех пор вряд ли подвергался: те же лестницы на второй этаж и обшарпанные стены и тот же вид на мол из окна.
Сеанс гидромассажа Крымов принимал в санатории «Украина» (сейчас санаторий «Родина»). Здесь же Шар передавал Крымову фотографии Бананана и Алики, сделанные в будке с моментальным фото. Тут же за Крымовым следили сотрудники милиции, изображавшие обычных фотографов.
Теплоход, на котором была исполнена песня «Аквариума» про старика Козлодоева, называется «Константин Паустовский». Сейчас находится в рабочем состоянии и совершает прогулочные рейсы из Ялты в Симеиз и к Ласточкиному гнезду.
Крымов с Банананом ныряют в море на популярном в своё время (среди местных) портовском пляже, к которому сейчас не пройти. Можно попытаться увидеть его с насосной станции, которая находится перед Массандровским пляжем.
Переговорного пункта, в котором Алика звонит своей маме, давно уже нет, на его месте вырос жилой дом — это обратная сторона дома Спендиарова, За.
В «Ассе» блистательно запечатлена зимняя Ялта, пальмы в снегу, пустынная набережная. Снег неожиданно выпал в ноябре, что для Ялты очень не типично, — ждали устойчивой сухой погоды. А вместо этого вначале полил дождь и съемочная группа вынужденно бездельничала. А потом посыпал снег. По сценарию он был абсолютно не нужен, но именно Станислав Говорухин подсказал, что необходимо обязательно снять такую красоту — пальмы в снегу. Снять и вставить в картину. И сняли, несмотря на ворчание оператора Павла Лебешева, и действительно было очень красиво. Первым сняли кадр, где Крымов-Говорухин садился в автомобиль, наврав, что едет за футляром для контрабаса. А Алика — Татьяна Друбич — оставалась в заснеженной Ялте. Она долго шла за машиной, махала рукой, а снег высокохудожественно падал ей на плечи. Соловьев до сих пор благодарен Говорухину за то, что тот надоумил запечатлеть зимнюю Ялту и настоял на своём.
В ленинградском Михайловском замке проходили съёмки исторических сцен, а в Москве снимали эпизод на ипподроме, допрос — в Бутырской тюрьме. Финальный концерт в Парке Горького.
Это был один из первых фильмов в СССР, где гармонично звучали песни известных рок-музыкантов. Владимир Соловьев вспоминал: «…Для съёмок финальной сцены «Ассы» мы нашли хорошую натуру, где должен был петь Виктор Цой в окружении зрителей, освещающих ночь множеством огоньков зажжённых спичек. Прикинули: чтобы заполнить площадку, нужно примерно десять тысяч статистов. Где взять?. Тут Цой предлагает: «Надо людям сказать, все придут». Я не понял: «Что, дать рекламу? Кто — все?». Цой: «Зачем рекламу? Два-три телефонных звонка, дальше само сделается. Все соберутся». И действительно к вечеру собралось не 10, а 20 тысяч зрителей…