«Кавказская пленница». Места съёмок
Почти весь фильм снят в Крыму. Основное место съемок Алушта и окрестности Демерджи (подножье). Сцены автомобильной дороги снимались на старой дороге. Камень с песней о медведях все еще лежит, орех стоит. А поворот на дачу «товарища Саахова» — это поворот с трассы Симферополь-Алушта на Изобильное, а сама дача находиться у подножья Чатыр-Дага. Вицин пил пиво в парке аттракционов в Алуште. Проезд сонного Моргунова снимался в районе Массандры (остановка троллейбуса «Сосняк»), зависание машины над пропастью — Ай-Петри.
Одна из самых любимых комедий Леонида Гайдая — «Кавказская пленница» — вышла на экраны весной 1967 года.
Интересно, что никто особенно и не стремился, чтобы этот фильм появился. Режиссеру Леониду Гайдаю надоело к тому времени снимать комедии и от троицы Балбес — Бывалый — Трус хотелось отдохнуть. Да и сами актеры не горели особым желанием: Юрию Никулину категорически не нравился сценарий (что любопытно, мнение Балбеса совпало в данном случае с мнением заумного руководства «Мосфильма»). А Евгению Моргунову и Георгию Вицину казалось, что Гайдай на съемочной площадке отдает предпочтение клоуну Никулину, и это их никак не устраивало.
И все-таки выдали, сами того не желая, шедевр. Первое место в прокате 1967 года, семь миллионов выпущенных пластинок с песнями из фильма, рекордное количество посмотревших комедию — и полюбивших ее. Почти 80 тысяч зрителей — всенародная любовь. Этот рекорд перекроет Гайдай чуть позднее своей самой знаменитой комедией «Бриллиантовая рука». Что ж, на то она и бриллиантовая.
А Крым в очередной раз оказался бриллиантовым, драгоценным местом для кинематографистов. Сейчас уже трудно определить, как сценарий «Шурик в горах», состоявший из нескольких новелл, превратился в «Кавказскую пленницу» и почему Кавказ решили снимать именно в Крыму, а роль главного кавказца товарища Саахова поручили замечательному артисту с не совсем кавказской фамилией Этуш и совсем не кавказским отчеством Абрамович. Но, как оказалось, это пошло на пользу фильму — реальность соседствовала с вымыслом, события носили одновременно правдивый и в то же время гротесковый характер. Вроде было, а вроде и нет. Вроде и украли кого-то, а вроде и не украли. Вроде отдельные недостатки на Кавказе, а запечатлены в Крыму. Не подкопаешься. Взятки гладки. Если уж судить, то по «нашим, советским» законам гор.
Правда, бочка, говорят, падала не в крымскую пропасть, что-то снимали и на Кавказе, речные сцены — в Сочи, коридоры психбольницы запечатлели в павильонах «Мосфильма». Но в остальном, прекрасная маркиза!.. Студентка, комсомолка, спортсменка, красавица Нина, симпатичный недотепа Шурик, коварный товарищ Саахов со своим колоритным шофером товарищем Джабраилом и их жуликоватые приспешники успешно осваивали крымские пейзажи.
И сегодня легко найти заветный камень, на котором Наталья Варлей танцевала и голосом Аиды Ведищевой пела песенку о медведях, которые в первом варианте не терлись о лед, а чесались, что не устраивало бдительную цензуру. Музыка этой песни долго не нравилась режиссеру Гайдаю, композитор Александр Зацепин обижался на постановщика и даже написал заявление об уходе из картины. Но в результате Зацепин с поэтом Леонидом Дербеневым приехали на съемки в Крым, и уже в Крыму, пользуясь поддержкой большей части съемочной группы, убедили Гайдая написать к мелодии стихи и найти для этой песни место в фильме. Гайдай, в конце концов, сдался, в результате чего песенка быстро стала очень популярной. К слову сказать, если пела за Варлей Аида Ведищева, то говорила «кавказская пленница» голосом актрисы Надежды Румянцевой.
Места съёмок
Для того чтобы постоять на Нинином камне, достаточно свернуть с трассы Симферополь — Алушта в Лучистое, в окрестности Демерджи. Тут же и орешник, из-за которого опрометчиво выглядывал Моргунов, в результате чего получил от Никулина орехом в глаз.
Все тропочки-тропинки на месте, и дорога, на которой разворачивалась погоня в горячей крови, — вот она, родимая! Но к даче Саахова эта дорога вас не приведет. Чтобы попасть на дачу, надо повернуть не в Лучистое, а в Изобильное. Изобильно жил заврайкоммунхозом!
Отметился в «Кавказской пленнице» и Симферополь. Стена психушки, в которую упрятали Шурика, до боли похожа на стену памятного всем симферопольцам консервного завода имени 1 Мая. Вернее, это она и есть. Еще «Кавказскую Пленницу» снимали в с. Куйбышеве, в Никитском саду, на Ай-Петри.
Но больше всего «Кавказскую Пленницу» пленила Алушта. До сих пор у жителей этого города загораются глаза, когда слышат они о старой гайдаевской кинокомедии. До сих пор жива-здорова лестница, по которой стучала каблучками 19-летняя Наталья Варлей. По-прежнему спускаются по ней юные дивы, способные сами взять в плен любого представителя мужского пола.
Буквально рядом двор, в который загонял калымных баранов будущий директор цирка на Цветном бульваре. В сегодняшней Алуште баранов встретишь разве что на рекламных панно, да и ворота другие, более современные, хотя на том же месте. И старожилы все помнят, как будто это было вчера, — изрядно возмужавшие алуштинские юноши, с удовольствием снимавшиеся 40 лет назад в массовке за трешник.
Кино есть кино. Ворота снимали в одном месте, а сам двор в другом, с другой лестницей, с которой прыгал на ослика внезапно прозревший народный мститель Шурик. Конечно, и во дворе многое изменилось, появились пристройки, но здесь, именно здесь Юрий Никулин ел арбуз, смачно выплевывая косточки, и выдавал фразу о том, что в соседнем районе жених украл члена партии. Ляпнуть такое с экрана в те годы было позволительно разве что Балбесу. Старожилы рассказывают, что, пока снималась коротенькая сценка, Никулину пришлось съесть целый арбуз: то не так скажет, то не так плюнет...
Сеанс одновременной игры в «Домино» Никулин давал в нынешнем отеле «Чайка». А вот танцплощадки, где наяривал твист элегантный, как рояль, «мистер Твистер» — Евгений Моргунов, уже нет. Нет и панно, знакомого по фильму. ММЦ «Юность» изменился до неузнаваемости. Зато можно узнать то место, где поднимали тост «за кибернетику». Это алуштинский автовокзал.
А где знаменитая троица пила пиво? В алуштинском городке аттракционов. Вы не найдете здесь милой старой карусельки, на ее месте лет 15 назад построили новую, почти такую же. Подросли молодые деревья. Нет и бочки, возле которой прозвучала эпохальная фраза, моментально ставшая крылатой: «Жить — хорошо!» — «А хорошо жить — еще лучше!». Рассказывают, что Георгий Вицин, исполнитель роли Труса, увлекавшийся йогой и стоявший по полтора часа в день на голове, наотрез отказывался пить даже пиво — был законченным трезвенником. Актеру пробовали наливать отвар шиповника с кусочками ваты, изображавшими пену. Это приводило Георгия Михайловича в ярость, и он вынужден был таки осушить бокал пивка, благо дело обошлось одним дублем. Знатоки утверждают, что Алушта пила тогда исключительно ялтинское пиво.
Зою Михайловну, торговавшую пивом в Алуште 40 лет назад, в городе знали все. Она попала в кадр, попала в историю, пусть и со спины. Отметились в «Кавказской пленнице» и другие алуштинцы. Двое танцующих под руководством Моргунова — тогдашние молодожены — сейчас в Алуште не живут. Пугающий Вицина мальчик по фамилии Паратуй вырос, ему сейчас за 40, и жизнь его сложилась не так уж и весело. Многие помнят местную легенду — одинокого интеллигентного старика Петрова. Всегда чистый и аккуратный, он частенько захаживал в местный кинотеатр «Шторм», играл там перед сеансами на фортепиано — за это его бесплатно пускали в кино. За столиком доминошного марафона Петров поместился рядом со сценаристом картины Морисом Слободским и Георгием Милляром — главной Бабой Ягой советского кинематографа.
Вопрос, по которому расходились мнения алуштинцев: где снимали знаменитый загс, на открытии которого пьяный Шурик пытается выговорить сложную фразу: «Помедленнее, пожалуйста, я записываю!..». Все указывали на разные здания Алушты, но везде след был ложным. И немудрено — загс, оказывается, снимался в Москве, во дворе «Мосфильма».
Жизнь съёмочной группы
В Алуште мосфильмовцы-гайдаевцы жили в гостинице «Черноморская» (ныне отель «Крымские зори»). По вечерам просматривали снятый материал все в том же кинотеатре «Шторм». Что интересно — дожидались окончания последнего сеанса, терпеливо кружили рядом с кинотеатром, не мешая жителям и гостям Алушты смотреть кино, а «Шторму» — выполнять план. А потом, естественно, расслаблялись — не только ведь на экране шашлыками лакомиться. Неслучайно на старой ротонде, где нынче высечено «Алушта-курорт», много лет были запечатлены совсем другие, эпохальные слова: «Граждане СССР имеют право на отдых!»
Отдыхала съемочная группа по вечерам в кафе «Красный мак». Причем «разлагались» не только отрицательные герои, но и самые что ни на есть положительные. Алуштинцы до сих пор вспоминают, что Шурика (артиста Александра Демьяненко) часто видели в «Красном маке» с какой-то незнакомой женщиной.
Что еще запомнилось очевидцам? Как за Никулиным ходили толпы по городу, а он иной раз такую гримасу состроит, что окружающие просто падали от смеха. А юная Наталья Варлей запечатлелась в памяти в накинутом на плечи кожаном пиджачке, очень гордой и независимой.
Именно в Алуште у Леонида Гайдая случился крупный конфликт с Евгением Моргуновым. Моргунов все время вел себя заносчиво, а один раз без разрешения привел на съемочную площадку поклонниц. Режиссер, естественно, был недоволен этим самоуправством, в результате чего сократил роль Бывалого до предела, а позднее оставил Моргунова без премии, которую выдавали по итогам успешного проката фильма. В будущем Гайдай больше ни разу не пригласит Моргунова сниматься в своих картинах, но из «Кавказской пленницы» Бывалого не выкинешь.
Как не выкинешь из фильма и симпатичного ослика. Говорят, в картине снимались два ослика. Один — точно из Симферопольского зоопарка. Вернее, одна. Потому что зовут ее Люся. Спасибо милой Люсе за неоценимый вклад в советский кинематограф.