Святые места и источники Крыма

Святые источники Крыма
Святые источники Крыма

Многие родники в Крыму обожествлялись и становились объектами религиозного поклонения. А если с водой источника связывалась какая-нибудь легенда или предание, родник становился местом паломничества богомольцев со всех концов полуострова. Характерной особенностью «святых» крымских источников являлось то, что к ним на поклонение устремлялись люди разных вер и национальностей, — целительная вода одинаково помогала всем страждущим. В Крыму, где испокон веков происходило мирное смешение восточной и западной культур, целебные источники являлись одним из главных символов этого соседского сожительства.

При выходе на поверхность наиболее крупных и значимых источников, с целью более рационального использования водных ресурсов, сооружались искусные архитектурные сооружения — каптажи, собирающие, транспортирующие и регулирующие подземный сток. Большинство таких каптажей являлось поистине величественными памятниками крымского гидротехнического зодчества. В непосредственной близости от некоторых источников возводились культовые сооружения, одной из обязанностей служителей которых были присмотр и уход за родником и окружающей его территорией.

Поклонение источникам воды существовало на территории Крыма с древнейших времен. Так, в 8 км севернее Керчи находится разрушенный каптаж источника, время возникновения которого относится к середине I века нашей эры. Каптаж источника представлял собою подземную галерею, в которую вела каменная лестница и колодец. Об этом источнике сохранились эпиграфические данные, исходя из которых явствует, что он находился под покровительством древнегреческого бога-целителя Асклепия, так как обладал лечебными свойствами.

Но все же наибольшее число «святых» крымских родников связано со временем проникновения в Таврику христианства, которое прибыло сюда вместе с выходцами из Византии. Исповедовавшие христианство греки, жившие, преимущественно, в южнобережной полосе Крымского полуострова, возводили здесь десятки монастырей, при каждом из которых существовал свой источник воды. Часть этих родников наделялась целебными свойствами после постройки монастыря или церкви, а некоторые, наоборот, за счет почитания местными жителями сами служили первопричиной возведения культового сооружения. И источник, и монастырь часто имели общее название и были посвящены какому-либо христианскому святому. На карте Горного Крыма до сих пор встречаются греческие названия родников, говорящие об их прошлой принадлежности к монастырю или напоминающие о своей былой славе «святых» источников. Таковы гидронимы Ай-Алексий (св. Алексей), Ай-Андрит (св. Андрей), Ай-Настаси (св. Анастасия) и Ай-Ян-Петри (св. Иоанн и св. Петр) в окрестностях села Генеральское, Ай-Йори (св. Георгий) над селом Изобильное, Ай-Лия (св. Илья) выше поселка Малый Маяк, Ай-Костанди (св. Константин) при селе Лучистое, Ай-Ян (св. Иоанн) около Ливадии и у села Перевальное, Ай-Василь (св. Василий) в окрестностях Ялты и многие другие.

Вода некоторых этих источников забиралась в подземную галерею, а сама церковь строилась непосредственно над ней. Таким образом, получалось, что родник вытекал прямо из-под церковного алтаря (источники Ай-Лия, Ай-Андрит, Ай-Ян и другие). Каптажи же тех источников, которые находились на некотором удалении от монастыря, имели какую-нибудь христианскую символику: чаще всего каптаж был стилизован под небольшую греческую часовенку с двускатной крышей. Такие каптажи-часовенки еще сохранились на Южном берегу Крыма в селе Генеральском (фонтаны в форме греческих часовенок — Ай-Алексий и Терне-чокрак по дороге на Караби-яйлу, фонтан Джан-чокрак в самом селе), в окрестностях села Запрудное — источник Ай-Фими.

Из-за давности постройки большинство памятников греческой гидротехнической архитектуры до нашего времени не сохранилось. После исхода из Таврики в 1778 году крымских греков каптажи горных источников из-за отсутствия ухода и ремонта пришли в запустение, а нередко и специально разрушались оставшимся мусульманским населением (в одних случаях греческие каптажи полностью переделывались с учетом традиций мусульманской архитектуры, в других — к ним добавлялась какая-либо мусульманская символика).

Во второй половине XX века на месте многих разрушенных источников-фонтанов были возведены новые гидросооружения: однотипные каптажные будки, не представляющие никакой эстетико-культурной ценности. Такие бетонные, выкрашенные белилами будки, от которых отходит система водопроводных труб, снабжающая водой близлежащие села, находятся на месте некоторых «святых» источников: Ай-Лия над Малым Маяком, Ай-Костанди у с. Лучистое, Ай-Йори у с. Изобильное, Ай-Фими около с. Запрудное.

Святые источники Крыма

Ай-Андрит (Ай-Андрий, св. Андрей) Ай-Йори Св. Анастасии (Качи-Кальон) Св. Анастасии (Судак) Кизилташский источник Святого великомученика Пантелеймона (Оборонное) Святого великомученика Пантелеймона (Старый Крым) Источники долины реки Аян-Узень (Иоанна Готского) Святого св. Иоанна Постного (Оборонное) Свято-Георгиевский источник (Симферополь, Клиновка) Источники Косьмо-Дамиановского монастыря Савлух-Су, Монастырский нижний (Римских бессребреников) Монастырский средний (Аравийских бессребреников) Монастырский верхний (чудотворцев Асийских) Источник Гаврель-Чокрак (Архангела Гавриила) Фонтан грека Апостола Савопуло Источник св. Феодора Студита Источники в Топловском монастыре Источник св. Параскевы Источник св. Георгия Победоносца Источник Трёх Святителей Источник во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (Катерлезский монастырь) Фонтан Таш-Чешме — Богородицы и Святой Параскевы (Морозовка) Джан-Чокрак — «Душевный источник» (Генеральское)