Южный фасад с львиной террасой Воронцовского дворца

Центральным образом южного фасада Воронцовского дворца служит торжественный портал с львинной террасой.

Южный фасад с львиной террасой. Воронцовский дворец. Алупка
Южный фасад. Львиная терраса. Воронцовский дворец. Алупка Южный фасад с львиной террасой. Воронцовский дворец. Алупка. Южный фасад. Лепной орнамент и майоликовый балкончик.

В декоративном оформлении южного фасада применены сходные элементы архитектуры Англии и мусульманского зодчества XVI века. Восточный характер подчеркнут двойной аркой голубой полуциркульной ниши, украшенной лепным орнаментом и майоликовыми балкончиками. На фризе надпись на арабском языке, шесть раз повторяющая изречение испанской Альгамбры — Мухаммеда I — «И нет всемогущего, кроме аллаха!». По ассоциациям, навеваемым надписью и другими элементами декора, эту часть дворца с 1844 года стали называть Альгамброй.

Южный фасад

Южный фасад Воронцовского дворца, обращенный к морю, имеет нарядный и праздничный вид. Он совсем иной и по архитектурному, и по цветовому решению; в его оформлении отчетливо выражены элементы восточной архитектуры. При проектировании дворца был учтен исторически сложившийся облик городов и селений Крыма, долгое время находившегося под турецко-татарским владычеством и сохранившего в начале XIX в. восточный колорит.

Нижний парк. Каскадный фонтан перед южным фасадом. Воронцовский дворец. Алупка
Южный фасад. Воронцовский дворец. Алупка

Глубокая ниша южного фасада напоминает вход в мусульманскую мечеть. Она обрамлена двойной узорчатой подковообразной аркой и покрыта белым лепным орнаментом. По фризу ниши проходит надпись на арабском языке, шесть раз повторяющая изречение: «И нет победителя, кроме аллаха». Одноцветную окраску портала разнообразят легкие балкончики с майоликовыми решетками.

Многогранные стройные колонки, ограничивающие нишу, заканчиваются высокими башенками с маленькими куполами, напоминающими минареты. Восточные черты присущи и другим элементам декора. Открытые террасы, окружающие корпус, характерны для южных построек. Поражают искусно выполненные лепные рельефы, каменные украшения ажурной балюстрады на крыше.

Архитектором удачно найдены пропорции и формы архитектурных деталей, благодаря чему южный фасад дворца с восточными элементами органически «вписался» в архитектурный комплекс, выдержанный в стиле английской архитектуры XVI в. Сочетание, казалось бы, несовместимых архитектурных стилей выполнено настолько умело, с таким художественным вкусом и мастерством, что весь дворцовый ансамбль приобрел неповторимое своеобразие.

Искусное использование местного строительного материала, талант камнерезов и других мастеров из народа, сооружавших дворец, гармоническое слияние его с окружающим ландшафтом, связь с русской культурой первой половины XIX в. (несмотря на нерусские, казалось бы, архитектурные формы) — все это позволяет отнести Алупкинский дворец к наиболее интересным памятникам архитектуры 30–40-х годов прошлого века.

Львиная терраса. Спящий лев. Воронцовский дворец. Алупка
Львиной терраса. Просыпающийся лев. Воронцовский дворец. Алупка Львиной терраса. Бодрствующий лев. Воронцовский дворец. Алупка

Львиная терраса

Перед южным фасадом устроена «Львиная терраса», от которой спускается монументальная лестница с тремя парами львов в натуральную величину из белого мрамора. На нижних уступах лестницы устроились спящие львы. Он спит и, кажется, не подозревает о появлении чужака. Голова лежит на лапах, грива свесилась. Пролетом выше расположились львы, пробуждающиеся ото сна: приподнимаются на передние лапы, раскрывают пасти. Такая поза говорит о том, что никто не пройдет незамечен­ным мимо каменной стражи. Наверху террасы вход во дворец охраняет пара бодрствующих львов. Их головы с ощеренной пастью повернуты в сторону лестницы, одна из передних лап с выпущенными когтями опирается на утопленное в постамент ядро — символ непобедимости и мощи.

Фигуры львов выполнены из белого мрамора в мастерской итальянского скульптора Боннани. На  фигуре спящего льва, стоит подпись самого Боннани. Бодрствующие львы над верхними ступенями повторяют львов Антонио Кановы с гробницы папы Климента XII в Риме.

Координаты: 44° 25' 11.20", 34° 3' 21.20"

Воронцовский дворец