Ситцевая комната. Воронцовский дворец
Парадный кабинет граничит с небольшой уютной гостиной, где все располагает к отдыху. Стены ее обтянуты ситцевой тканью, представляющей большую ценность, — она сохранилась со времени строительства Воронцовского дворца. Ситец, очень модный тогда обивочный материал, был выткан на одной из западноевропейских мануфактур в середине XIX в. Расцветка ситца подобрана в тон мрамора, которым отделан камин. Мягкие, удобные кресла и диван, тоже обитые ситцем, по стилю близки к мебели Генриха Гамбса, придворного мебельщика Александра I.
В этой комнате присутствуют элементы английской неоготики: непременный камин, характерный переплет окна.
Верхний объем комнаты заполняет хрустальная люстра в виде корзины, что зрительно уменьшает высоту помещения. Хрустальные гирлянды, преломляясь в лучах света, создают игру голубовато-розовых отражений и вступают в контакт с цветом ситца. Люстра изготовлена русскими мастерами в 40–50-х гг. XIX в.
Здесь представлены работы выдающихся русских живописцев. Снова В. Л. Боровиковский, стремившийся раскрыть в своих портретах внутренний мир человека, выразить тонкие движения его души, интимные чувства и переживания. В «Женском портрете» он изображает женщину с легкой, естественной улыбкой, милым, живым лицом, лишенным холодной замкнутости.
Работы С. Ф. Щедрина и Н. Г. Чернецова характеризуют развитие русской пейзажной живописи первой половины XIX в. С. Ф. Щедрина (1791–1830), прожившего много лет в Италии, не привлекали эффектные краски южной природы и величественные виды древних развалин. Художник выбирал для своих пейзажей тихие гавани, места, в которых протекает жизнь трудового итальянского люда. Передача световоздушной среды, солнечного освещения — одна из главных задач, которую решал в искусстве художник. В картине «Вид в Сорренто», пронизанной воздухом, светом, повторяется мотив, часто встречающийся у Сильвестра Щедрина. Интересно, что эту картину Е. К. Воронцова выиграла в Риме в одной из художественных лотерей, которые в 40-х гг. проводились в Италии по инициативе известного живописца А. И. Иванова с целью материальной поддержки русских художников, проживавших за границей.
Н. Г. Чернецов (1805–1879) вместе со своим братом Г. Г. Чернецовым много работал над национальным русским пейзажем. Картина «Юрьевец на Волге» написана на основе впечатлений от поездки по Волге.
В этой комнате представлены четыре небольшие работы прославленного русского мариниста И. К. Айвазовского (1817–1900). Поэзией и тонким колористическим решением отмечены его виртуозно выполненные серебристо-голубые пейзажи Коктебеля и Судака.