Голубая гостиная. Воронцовский дворец

Голубая гостиная
Голубая гостиная. Воронцовский дворец. Алупка. Фото: Alexxx Malev

Рядом с несколько мрачным вестибюлем она выглядит особенно нарядной и эффектной.

Здесь много света, льющегося из больших окон-дверей. По голубым стенам и потолку причудливо вьется белый лепной узор из щитов и листьев. На первый взгляд кажется, что узор везде одинаков. Однако, вглядевшись внимательно, почти нигде не обнаружишь повторении. Фантазия мастера находит все новые и новые сочетания стеблей, листьев и цветов, разных по форме и расположению. Узор выполнен талантливыми руками Романа Фуртунова и других лепщиков, работавших под его руководством.

Английский стиль в оформлении этой комнаты присутствует лишь в готических переплетах оконных проемов, в форме выступающего окна-эркера, в непременном камине. Но и камин — в тон отделки стен — облицован белым мрамором и украшен пышным растительным орнаментом. В осветительных приборах тоже повторяются растительные элементы: подсвечники канделябров сделаны в виде изящных тюльпанов и лилий.

Нарядна и мебель в голубой гостиной. Несмотря на то, что гарнитур изготовлен для Воронцовского дворца генерал-губернатора в Одессе и привезен в Алупку в конце XIX в., он отлично вписывается в интерьер, дополняя убранство комнаты.

В ту пору очень распространилось домашнее музицирование. Неотъемлемой принадлежностью гостиных были музыкальные инструменты. Большой белый рояль изготовлен фирмой Беккер.

Голубая гостиная
2 фотографииПосмотреть
Голубая гостиная. Фрагмент убранства. Воронцовский дворец. Алупка. Фото: Alexxx Malev
Голубая гостиная. Фрагмент убранства. Воронцовский дворец. Алупка.

Остальные предметы оформления — строгие по форме хрустальные и декоративные фарфоровые вазы, канделябры выполнялись русскими мастерами в XIX в. Искусная роспись фарфоровых ваз, изготовленных на императорском фарфоровом заводе (ныне завод им. Ломоносова в Ленинграде), сделана живописцем Щетининым. Вся поверхность ваз украшена позолотой и росписью.

Голубая гостиная могла служить и театром: выдвижным деревянным занавесом она разделялась на сцену и зрительный зал. В августе 1863 г. здесь последний раз в жизни выступал замечательный артист, один из основоположников русского реалистического театра Михаил Семенович Щепкин. Тяжелобольной актер, приехав в Крым, хотел получить аудиенцию у императрицы в Ливадийском дворце, чтобы поговорить с нею о судьбе театральной молодежи. Несмотря на плохое состояние здоровья, Щепкин принял приглашение Воронцовых выступить перед их гостями, так как надеялся, что это ускорит его свидание с царицей. Щепкин читал произведения своего любимого Н. В. Гоголя. Во время чтения ему стало плохо. Переезд в Ялту по скверной дороге усугубил болезнь. Вскоре М. С. Щепкин скончался в Ялте, где и был похоронен; позже тело великого русского артиста было перевезено в Москву (оно покоится на Пятницком кладбище).

Воронцовский дворец

¹ Портрет является одним из трех вариантов, созданных Рокотовым. Два других находятся в Павловском музее и в Государственной Третьяковской галерее.