Бильярдная. Воронцовский дворец
В бывшей бильярдной, предназначенной для игр и отдыха, отделка потолка, панелей и камина повторяет элементы оформления вестибюля и столовой, только здесь она сдержаннее, скромнее.
Лишенные художественной отделки стены зала удобны для размещения на них живописных полотен. Два больших натюрморта художника Питера Снейерса (1681–1752), отличающиеся красочной декоративностью и динамикой композиции, характерны для фламандской живописи XVII в.
В «Кладовой рыб» Снейерса представлены дары моря: различные сорта рыб, крабы, лангусты, устрицы. Чтобы оживить композицию, художник изобразил кошку, прибежавшую в кладовую полакомиться свежей рыбой. В «Кладовой овощей» художником написаны сохранившиеся до зимы свежие овощи. Сочность зелени подчеркивается изображением зимнего пейзажа и греющихся у камина людей.
Голландская реалистическая живопись XVII в., с характерными образцами которой можно тоже познакомиться в бильярдной, отличается от фламандской более спокойным восприятием повседневной жизни. Художники естественно и правдиво, с большой любовью показывают красоту и внутреннюю значительность своих современников, обыденные, внешне, казалось бы, ничем не примечательные сценки окружающей жизни, скромную северную природу своей страны.
На «Портрете женщины в черном» (1664) — предположительно работы Генриха ван Влита (1611–1675) — изображена немного застенчивая, как бы стесненная в движениях женщина. Художник выделяет из темного фона, скупо трактованной черной одежды очень живое и выразительное лицо, глядя на которое невольно проникаешься симпатией к этой скромной и мягкой женщине.
Интересны марины голландских художников, представленные в экспозиции.
В центре над камином — работа венецианского художника Бернарда Белотто (1720–1780). Он изображает уголок германского города Пирны. Картина несколько графична, сдержанна по цвету, но привлекает внимание любовной передачей характерных особенностей города и спокойного, размеренного ритма его жизни.
В бильярдной развешаны на стене и другие небольшие по размерам, но представляющие художественную ценность произведения. Они выполнены мастерами разных стран и эпох и очень различны по характеру.
«Мучение св. Варфоломея» Джованни Питонни (1687–1767) — эскиз к монументальному декоративному панно. Он интересен динамической композицией, изображением сложных ракурсов человеческих тел.
«Политик» — одна из немногих находящихся в СССР работ выдающегося английского художника Уильяма Хогарта (1697–1764). Автор с долей юмора изобразил погруженного в чтение человека, не замечающего, что от пламени свечи у него загорелась шляпа.
В «Мужском портрете» нидерландского живописца Франса Поурбуса (1545–1581) заметно стремление мастера к предельной простоте и правдивости образа. Приглушая фон и детали одежды, хорошо освещая лицо и выделяя его крупным планом, художник заставляет зрителя внимательно всмотреться в отдельные черты суровой внешности и оценить силу характера портретируемого.
А рядом — изысканная госпожа Монтеспан, написанная голландским художником Каспаром Не-тшером (1633–1684). С блестящим мастерством передает он фактуру разных материалов.
Небольшая работа Гюбера Робера «У фонтана» исполнена мягко, в приятных коричневых тонах.
Для дворцов XVIII — первой половины XIX в. было модным собирать коллекции живописных произведений старых мастеров — художников Голландии, Фландрии, Италии XVI–XVIII вв. Иногда для таких коллекций создавались специальные картинные галереи, чаще же они размещались в парадных залах дворца.
В Воронцовском дворце живописные полотна украшают стены многих парадных комнат. Больше всего их в бильярдной и бывшей артистической, граничащей с голубой гостиной.