Ханский дворец в Бахчисарае

Бывшая резиденция крымских ханов, единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры.

Ханский дворец в Бахчисарае. Главный вход

Ханский дворец (Хан-Сарай) — крупный памятник эпохи Крымского ханства в Бахчисарае, существовавшего с 1443 по 1783 год, бывшая резиденция крымских ханов. Памятник истории и культуры общемирового значения. Построен в ущелье реки Чурук-су, протекающей в южной части города.

Точная дата строительства дворца неизвестна, но все исследователи считают, что оно было завершено в правление хана Адиль-Сахиб-Гирея, который правил с 1532 до 1551 г.

Адиль-Сахиб-Гирей — первый хан, при котором упоминается название Бахчисарай, как место пребывания правителя. Этого хана называли строителем. Площадь, занимаемая дворцом, более 4 га. К ограде и Западным воротам дворца прилегали, как неотъёмлемая часть дворцового комплекса сады, давшие название городу. В переводе с крымскотатарского Бахчисарай — «дворец-сад» или «дворец в саду».

Лёгкая «киосковая» архитектура дворцовых построек, отсутствие монументальности в ханской резиденции не случайны: даже стены, разгораживающие сад и интерьер, в известной мере условны; их задача — создать прохладу в летний день, но при этом они «впускают» сад через цветные стекла окон, через аркады и террасы. Ближайшим источником вдохновения, образцом для подражания служил крымским ханам и их строителям дворец султанов в Стамбуле — Топкапи, начатый постройкой вскоре после завоевания Константинополя Мехметом II в 1453 г. Этот дворец, ныне превращенный в музей, состоит из множества зданий и киосков, соединенных арками и группирующих вокруг четырех основных дворов. К этому времени турки-османы к своим прежним малоазийским, сельджукским традициям прибавили ряд византийских строительных приёмов, а также, в соответствии с духом времени, освоили элементы европейского Ренессанса и барокко; мотивы этого нового «османского» искусства и легли в основу компоновки и декорировки построек Бахчисарайского дворца. Ханы часто бывали в Стамбуле. Гордясь своим происхождением, которое они ценили не ниже султанского, они стремились окружить себя такой же роскошью. Неудивительно, что из турецкой столицы вывозились моды, вкусы, мастера. В старейших уголках Бахчисарайского дворца, который начали строить ненамного позднее стамбульского, заметно влияние арабо-персидского и турецкого стилей. При восстановлении дворца после пожара 1736 г. (когда войска Миниха взяли Бахчисарай), по свидетельству Ф. Бруна, «Портою были присланы из Константинополя строевой материал, архитекторы и красильщики». Сходство дворцов, видимо, служило предметом гордости: Екатерине II и её спутникам сообщили, как пишет де Сегюр, что «Ханский дворец выстроен по образцу Константинопольского, хотя и в меньших масштабах».

Ханский дворец

Правда, от XVI в. сохранилось не так много Зал Совета и Суда, Малая и Большая дворцовые мечети, Портал Алевиза. Остальные постройки осуществлены после пожара.

К разрушениям, произведенным временем, следует добавить печальную историю ремонтов ханского дворца. Потемкин, строивший планы путешествия императрицы в Крым с непременным посещением «Таврической Альгамбры», уже в 1783 г. отдает приказание: «Ханский дворец привести в то состояние, в котором он был прежде, и испорченное все исправить, с таковым наблюдением, чтобы сохранен был вкус, в котором все построено». Ремонт производился в течение трех лет лицами, не очень сведущими в особенностях восточной архитектуры; в результате произошло «смешение стилей азиатского с европейским».

Сохранившийся иллюстративный материал, особенно планы и чертежи, составленные архитектором Вильямом Гести в 1798 г., свидетельствует, что после потемкинского ремонта дворец сохранял значительно больший объем, показывает расположение его ныне не существующих частей (Персидский дворец, от которого осталась только Соколиная башня, Гарем — всего один корпус, кухонное помещение и т. д.).

Ханский дворец — музей истории и культуры крымских татар

Предыстория музея восходит к 1783 г., когда Ханский дворец перешел в ведение Министерства внутренних дел Российской империи и содержался за счет казначейства под непосредственным наблюдением таврического губернатора. Охраняла дворец «инвалидная команда» и полицмейстер.

Ханский дворец — высшее достижение татарского зодчества в Крыму — претерпел несколько реставраций. С 1783 по 1787 г. к приезду Екатерины II его отремонтировали, нанеся немалый урон из-за грубых и бесцеремонных переделок, ничего общего не имеющих с татарским стилем.

Бахчисарайский дворец по высочайшему повелению был подчинен гофинтендантской конторе, и на ремонт дворца в 1798 г. было отпущено 8106 руб. 90 коп., а на содержание его, по требованию местного полицмейстера, 887 руб. 85 коп. Что же касается переделок во дворце, то они были поручены предводителю дворянства Акмечетского уезда Астрафию Нотара.

Гарем Ханского дворца

Следующий капитальный ремонт проводился в 1822 г. под руководством архитектора Колодина при сотрудничестве бахчисарайского грека Михаила Кладо. Однако назначенная Новороссийским генерал-губернатором Воронцовым ревизия обнаружила много неточностей и злоупотреблений. В результате архитектор Колодин был заменен архитектором Эльсоном, который проработал над починкой дворца шесть лет. Следующий ремонт производился в 1837 г. и в 1845 г., наблюдал за производством работ караимский гахам Сима Бобович. К 1845 г. относится исчезновение из дворца мраморных полов и великолепных люстр венецианской работы.

Во время Севастопольской обороны 1854–1856 гг. Бахчисарайский дворец был превращен в военный госпиталь.

Сюда везли раненых бойцов из осажденного Севастополя. За это время дворец очень пострадал. По свидетельству очевидца Берга, «исчезли мавританские рогожи, мраморные столы, хитрые разукрашенные зеркала, фарфоровые шандалы, хрустальные люстры». Большие ремонты производились в 1858–1892 гг. По докладу Таврического губернатора последовали два высочайших повеления об исправлении древней ханской мечети, ханских усыпальниц, набережной Чурук-Су. Министерство внутренних дел настаивало чтобы реставрация производилась при содействии Археологической комиссии, для обеспечения этому древнему памятнику «исторической неприкосновенности». Однако Академия художеств решила, что значение этого памятника весьма не высоко, и вопрос о полной реставрации отпал. И все же археологическая комиссия 28 мая 1897 г. испросила у Министерства внутренних дел 15 000 руб. на безотлагательный ремонт дворца. К 1908 г. было принято решение о создании музея при Дворце. Ханский дворец был открыт для посещения научных работников, художников, а также для отдыха приезжающих в Бахчисарай государственных лиц. Достаточно сказать, что после пребывания в нем Екатерины II ханский дворец посетили почти все русские цари и великие князья, известные путешественники, художники, поэты.

Организации музея помешала Первая империалистическая война, а затем революция 1917 г. Однако с победой революции встал вопрос о создании музея крымскотатарской культуры. Организации музея предшествовала большая подготовительная работа Усеина Боданинского, художника, археолога, общественного деятеля. У. Боданинский разработал проект основания музея, обязанности, которые должен выполнять директор дворца, составил смету по управлению Бахчисарайским ханским дворцом и национальным татарским музеем.

Аэрофотосъемка
Аэрофотосъемка музейного комплекса Бахчисарайский ханский дворец

Музей был основан 4 октября по старому стилю, 17 октября по новому стилю 1917 г. приказом № 57 таврического Губернского комиссара Временного Российского правительства. 3 ноября 1917 г. торжественно был открыт целый ряд татарских национальных культурно-просветительных учреждений:

национальный музей (дарула-мугаллима), учительская семинария имени Исмаила бека Гаспринского, художественно-промышленное училище и реформированное на европейский лад в духовную академию Зинджирли-медресе. В 1925 г. музей участвовал в международной выставке декоративных искусств и современной художественной промышленности. В Париже демонстрировался 771 экспонат крымскотатарского декоративно-прикладного искусства. Вышивкам была присуждена бронзовая медаль.

При основании музея в нем было всего 10 сотрудников: Среднее количество посетителей составляло 15 человек в день. Сейчас это один из самых популярных музеев Крыма. Штат его составляет около ста человек. В 1991 году музей был преобразован в государственный историко-культурный заповедник, в который входят: Дворец-музей, музей археологии и «пещерных городов» (на правах филиалов), литературно-художественный музей, музей И. Гаспринского, а также отделы фондов учета и охраны памятников.

К полномасштабной реставрации дворца обратились лишь в 60-е гг. XX в. Перед реставраторами стояла задача проследить все этапы переделок, выявить и закрепить те старые элементы архитектуры и росписей, которые еще сохранились, не уничтожая при этом и более поздних декоративных элементов. В итоге был освобожден от красочных наслоений знаменитый резной Портал Алевиза, воссоздан первоначальный вид Ханской канцелярии, отреставрированы потолки Зала Совета и Суда, выявлены росписи XVIII в. на стенах Ханской потайной ложи (в мечети). В Летней беседке расчищены и закреплены росписи мастера Омера, воссоздана первоначальная отделка, отреставрирован Фонтанный дворик. В ряде мест подверглась реставрации и наружная раскраска стен.

Дворцовый комплекс

Несомненно, Хан-Сарай — бывший ханский дворец — был и остается самой выдающейся исторической достопримечательностью города. В летнее время один за другим подходят к нему автобусы, и толпы туристов устремляются к арке, украшенной резным изображением двух сплетающихся змей, вернее драконов или саламандр. Перед нами тяжелые деревянные массивные ворота, обитые кованым железом. Над северными воротами (когда-то было четыре входа во дворец), возвышается пёстро расписанная, сверкающая цветными стеклами окон башня, венчающая парадный вход в ханский дворец.

Фонтан слез
Фонтан слёз

Слева от входа, перед мостом, стоит «Екатерининская верста» с надписью «лета 1787 года», установленная в честь прибытия в Бахчисарай русской императрицы.

Если пройти налево от дворца, перейдя мост, за углом посольского здания, увидим вход в главную дворцовую мечеть, который во времена Гиреев предназначался для простолюдинов. Над домиком муфтия, скрытый от посетителей дворца, находится фонтан для омовения — нартекс. В мечети с 1990-х годов вновь служат пятничный намаз.

Но вернёмся к главному входу в Ханский дворец.

Дворцовая площадь

Перед нами широкий, залитый солнцем двор. Во времена Гиреев это была пустая, без вымостки, ничем не засаженная площадь. На ней хан собирал и напутствовал военачальников перед очередным военным походом. Здесь встречали послов, гостей, которые оставляли тут слуг и оружие перед тем, как предстать перед владыкой.

Двор окружают постройки, как принято на Востоке: парадные помещения и жилые покои группировались вокруг нескольких дворов — парадного и внутренних, более камерных. И во дворцах и в жилых домах основным компонентом, организующим постройки, были двор и сад с фонтаном.

С южной стороны, справа и слева от ворот лёгкие изящные двухъярусные галереи: слева от входа, по соседству с мечетью, на втором этаже помещалась ханская стража капыкулы, а в нижнем лавки, выходившие на улицу. Справа от входа находится Свитский корпус. Лестницы, обрамленные тонкими, изящными балясинами, ведут на второй этаж. Деревянная веранда, в окружении стройных колонн, кажется просторной и воздушной. Оттуда можно пройти в покои, некогда служившие для размещения многочисленных гостей. В этих комнатах останавливалась свита Екатерины II в 1787 г.

Сейчас в Свитском корпусе развернута большая экспозиция, представляющая жизнь и быт крымскотатарского народа.

С восточной стороны двора высится самое выразительное, по-восточному нарядное и монументальное здание дворцового комплекса — Большая ханская мечеть (Хан-Джами); понизу она охвачена аркадой со стрельчатыми арками, опирающимися на восьмигранные каменные колонны; над аркадой — зарешеченные окна. За мечетью — мезарлык — ханское кладбище.

К Свитскому корпусу с запада под прямым углом примыкают ханские покои. Соединенные между собой крытыми переходами, павильоны дворца, то выступая, то отступая, неровным рядом тянутся вдоль двора. Нижний этаж скрыт зеленью и глухой каменной оградой. Верхний этаж пестрит разноцветной росписью, цветными стеклами, ставнями, переплетами деревянных решеток.

Элементы ханского дворца

Адрес музея: 298400, г. Бахчисарай, ул. Речная, 133. Тел.: (36554) 4-28-81, 5-08-05, 4-76-40.

Время работы: зимой с 9:00 до 16:00, выходной — вторник, среда, летом с 9:00 до 17:00 без выходных. Стоимость всех билетов, чтобы осмотреть каждый закоулок дворца, в районе 1200 руб.

Дополнительная информация: время работы, стоимость билетов.

Координаты: +44° 44' 57.00", +33° 52' 56.00"