Малая дворцовая мечеть (ханский дворец)
Малая дворцовая мечеть — единственное строение, на крыше которого сохранилась зелёная глазирована черепица, которой когда-то был покрыт весь дворцовый комплекс, из-за чего казалось будто он покрыт изумрудами, особенно когда от неё отблескивало солнце.
Малая дворцовая мечеть служила узкому кругу лиц — ханам, их родственникам, ближайшим сановникам. Это одно из ранних сооружений дворца, относящееся к XVI в. Фасад её скрыт стенами Фонтанного и Бассейного двориков, сооруженных позднее, поэтому можно говорить только о её внутренней архитектуре, в которой преобладают византийские строительные приемы. Основная часть мечети перекрыта куполом, сложенным из особо легкого кирпича плинфы, опирающимся на барабан-восьмигранник. Подпружные арки, дающие плавный переход от куба основного помещения к подкупольному восьмигранному барабану, опираются на пяты и на выделенные на стенах пилястры. Реставрационными работами 1960–1962 гг. на северной стороне был заложен зонд на парусе купола; кроме того, снят набел и раскрыты росписи. Роспись стен датируется XVII–XVIII вв., а купол был расписан Омером.
В южной стене расположена молитвенная ниша со «сталактитовым» сводом — михраб, ориентированный на священный город Ислама — Мекку. К нему во время службы обращены взоры молящихся. Орнамент, обрамляющий его, восходит к XVII в., в нём заметны турецкие и староарабские элементы. Он отображает представление средневековых исламских богословов о Вселенной — семь резных орнаментированных поясов соответствуют семи уровням небес.
Над михрабной нишей — витраж, украшенный оригинальным знаком, который состоит из двух наложенных один на другой треугольников. Этот знак используется во многих культурах мира, в каждой трактуясь по-разному. В традициях мусульманских народов он называется «Печать Сулеймана». Крымские татары использовали этот символ с древних времен, украшая им надгробия, окна культовых зданий, монеты и ювелирные изделия.
В малой дворцовой мечети представлены священные предметы мусульманской религии: рукописный Коран XVIII в., намазлыки (молитвенные коврики) XVIII–XIX вв., кувшин для омовений, четки, подсвечники, амулеты, а кроме того, старинные литографии и акварели, рассказывающие об истории ислама в Крыму.
Распространение ислама на полуострове сопутствовало становлению самостоятельного Крымского ханства. Представители духовной власти — шейхи, кади, муллы, улемы составляли значительную часть знати. Влияние их распространялось на обычаи, культуру, судопроизводство, образование. Основные положения мусульманской религии были изложены в священной книге — Коране, составленном в VII в. Ислам означает «покорность» (араб.), подчинение себя единому Богу, сменившее языческое многобожие, и признание Магомета как пророчествующего от Его имени: таков смысл изречения «Нет Бога, кроме Бога и Магомет пророк его». Исполнение намаза (молитвы) пять раз в сутки есть священная обязанность мусульман. Этот ритуал обычно совершался в мечети на специальных ковриках — намазлыках. Кто имел достаток, заводил коврики, расшитые серебром и золотом; кто победнее — довольствовался домоткаными. Собственно молитвенный коврик намазлык символизировал очищение места для молитвы; обряд мог быть исполнен и вне мечети. Обряд очищения водой перед намазом предполагает, что рядом с мечетью есть фонтан для омовений. Такой фонтан устроен близ мечети в фонтанном дворике.
Координаты: 44° 44' 54.90", 33° 52' 53.60"