Свитский корпус
В зданиях Свитского корпуса размещались свита хана и его стража (капы-халкы, крымско-тат. qapı halqı — «дверной народ», «привратники»). Он примыкает справа к главному входу в Ханский дворец. После того как Крым вошёл в состав Российской империи, здесь стали размещать гостей. В настоящее время в восточном здании Свитского корпуса располагается администрация музея, а в западном, а также в прилежащем к нему жилом корпусе — отдел этнографии, истории и культуры крымскотатарского народа.
Описание экспозиции
Интересна коллекция предметов восточного декоративно-прикладного искусства. Это богато иллюстрированные рукописные экземпляры Корана, посуда и ювелирные украшения, золотошвейные изделия. Вышивка — одно из традиционных ремесел. Эвлия Челеби писал: «Ни в одной стране не может быть таких тканей с белой кромкой и вышитых рубашек, как в этом Сарае…».
В Свитском корпусе разместилась выставка «Археологические и этнографические экспедиции Бахчисарайского дворца-музея в 1924–1929 гг.», которая рассказывает о большой исследовательской и собирательной работе музея. В 1924 г. вместе с профессором-востоковедом А. С. Башкировым музей вёл археологические разведки на территории древнего татарского кладбища Кырк-Азизлер в Эски-юрте. Материалы раскопок стали основой для создания археологического отдела. В 1925 г. музей совместно с научной Ассоциацией востоковедения начал археологические исследования на территории Солхата (Старый Крым).
Большой интерес представляет материал, собранный этнографической экспедицией 1925 г. под руководством Усеина Боданинского — первого директора Бахчисарайского музея пещерных городов (так его называли раньше); в экспедиции приняли участие видные деятели крымскотатарской культуры — этнограф-филолог Осман Акчокраклы, композитор Асан Рефатов. За 45 дней, передвигаясь на подводе, экспедиция обследовала 50 крымскотатарских сел. Участниками было собрано 150 этнографических бытовых предметов, записано около 1000 образцов народного фольклора, сфотографированы 200 и зарисованы 300 памятников. Была собрана уникальная коллекция рукописных и старопечатных книг.
В первой комнате Свитского корпуса мы можем ознакомиться с архитектурными деталями надмогильных памятников, фотографиями участников экспедиции; здесь представлены акварельные работы замечательного художника-пейзажиста К. Ф. Богаевского, рисунки У. Боданинского и его рабочие записи.
В экспозиции — сосуды для воды, вина, гончарные водопроводные трубы, алтарная завеса XIX в., фиал — деталь украшения для алтаря кенасса (молитвенного дома караимов). Кроме того, в двух витринах выставлены ритуальные предметы караимов:
- кисти, надеваемые священником во время молитвы;
- Священное писание — Тора (Пятикнижие Ветхого Завета) в свитке, XVIII в.;
- сборник молитв караимов;
- напечатанные в Крыму книги;
- подсвечник.
Участники экспедиции собрали 400 тамг (тамга — знак собственности, принадлежности к роду, метки скота и т.д.). Ремесленники помечали тамгой свои изделия; ханы помещали тамгу на монетах, печатях, знаменах, товарах, провозимых через их владения. В экспозиции — зарисованные Боданинским образцы традиционной мужской и женской одежды, предметов быта, монет.
На выставке представлены образцы наиболее развитых в Бахчисарае ремесел — кованые замки, ключи, ножи, серпы, кухонная посуда.
Восхищают изделия медников — мастерски изготовленные кувшины, подносы, тарелки, подсвечники. Бахчисарай славился своими ремесленными изделиями, которые зачастую производились и тут же, на месте, продавались. В городе было 517 лавок, из них с обувью — 24, с металлической посудой 5, с деревянной посудой — 9, с кожаными изделиями — 41; было 15 кружевных мастерских и 13 кожевенных заводов. Сафьян и кожа, выделанные в Бахчисарае, ценились дороже турецких. Славились изготовленные здешними ремесленниками ножи: их вывозили в Россию, Польшу, Турцию.
Мастерские по металлу располагались ближе к центру города; оружейники, слесари, медники, лудильщики создавали невероятный шум, звенела и дымилась вся улица, зато покупатель, тут же приобретавший товар, мог быть уверен в качестве работы и отсутствии подделок. В Стамбуле было налажено производство товаров, на которые ставились бахчисарайские и карасубазарские клейма, чтобы поднять их цену. Ножи и кинжалы, сделанные в Бахчисарае, ценились и за отличную закалку стали, и за изящество отделки: рукоятки украшались инкрустацией из кости и рога, клинки — золотой и серебряной насечкой. Такие предметы находили сбыт и в Европе.
Особый интерес представляли мастерские разных кустарных производств, выделывающих войлок, торбы для лошадей, медную посуду, ювелирные вещи очень тонкой работы. В стороне от главной улицы расположены были кожевенные заводы, обрабатывавшие бараньи шкуры.
В Бахчисарае был цех ювелирных изделий, которые по мастерству исполнения ничуть не уступали турецким. В экспозиции представлены женские украшения — налобные подвески, пряжки для пояса, серьги, браслеты, броши и другие украшения, а также шкатулки, ларцы.
В третьей комнате воссоздан интерьер женской половины дома. Низкие диваны — сэты, убранные коврами, расположены вдоль стен; на них укладывали матрасы с подушками, которые убирали на день. В середине комнаты — очаг, деревянная подставка для кувшинов, ступы для взбивания масла и размельчения зерен. Комнату украшают вышивки, металлическая посуда. Здесь же колыбель с необходимыми для младенца принадлежностями, игрушки. Зимой в комнате устанавливали станок для изготовления тонкой шерстяной ткани. По вечерам женщины занимались рукоделием: вязание, вышивка, ткачество, шитье были жизненной необходимостью, ведь большая часть вещей для семьи изготовлялась дома вручную.
В ходе этнографической экспедиции был собран богатый материал по свадебной обрядности: были записаны два свадебных обряда, привезены одежда, обувь и другие предметы, необходимые невесте в день свадьбы. Согласно мусульманскому обычаю, в первый день свадьбы проводились смотрины приданого, а оно включало множество вещей, украшенных вышивкой: полотенца для лица и рук, полотенца для украшения стен, салфетки, платки, покрывала, коврики. Здесь же представлены вещи, подаренные женихом, — праздничные платья, платки, медная посуда. Под потолком развешаны на шнурах полотенца с вышивкой в виде солнца, а также платки, которые привозили в дом жениха. Обычно они должны были висеть шесть месяцев в качестве оберега: с древних времен вышивка служила защитой от злых духов, ее символические узоры выражали пожелания благополучия, добра, здоровья. Позднее на свадебных платках золоченой нитью вышивали изречения из Корана, которые должны были призвать Божье благословение для молодых. Значение оберега с древних времен придавалось самой золоченой нити. Орнаменты золотого шитья, узоры ювелирных украшений, нашитые на платье золотые монетки также служили оберегами.
В витрине — головное свадебное покрывало. Укрывая невесту с ног до головы от любопытных взглядов, оно служило главным амулетом-оберегом в день свадьбы. Изречениями из Корана расшивали по краям полотенце, предназначенное для бритья головы жениха.
Орнаментальное ткачество и вышивка — особая страница крымскотатарской культуры. Неразрывно связанное с искусством мусульманского Востока, оно стало самым развитым ремеслом в Крыму. Композиция и детали вышивки зависят от времени и места изготовления. Для прибрежных районов характерны геометрические орнаменты, для земледельческих растительные узоры, использование в орнаменте цветов мальвы, граната и т.д. Встречаются орнаменты в форме каллиграфического письма, это копии с книжных миниатюр. Вышитые орнаменты были очень выразительны и служили амулетом-оберегом.
Координаты: 44° 44' 57.00, 33° 52' 55.00