Музей истории и культуры крымских татар
Музей истории и культуры крымских татар — филиал и ядро Крымского республиканского учреждения «Бахчисарайский историко-культурный заповедник». Он располагает экспозицией непосредственно в помещениях Ханского дворца и несёт основную ответственность за информационное обслуживание туристического потока. Профиль — исторический, археологический, этнографический.
Описание
Бахчисарайский Ханский дворец является уникальным памятником восточной архитектуры XVI–XVIII веков. Его строительство было закончено в правление Адиль-Сахиб-Гирей-хана. Парадные, жилые, культовые и административные, хозяйственные и сторожевые помещения были сформированы вокруг центральной площади. В 1736 году дворец сильно пострадал от пожара во время продолжительной осады и захвата Бахчисарая войсками под командованием фельдмаршала Б. Миниха. В середине XVIII века он был восстановлен и достроен турецкими мастерами «по образцу константинопольского сераля, только в меньшем размере». С присоединением Крыма к России дворец неоднократно ремонтировался, однако неквалифицированные ремонтные работы и перестройки сильно исказили его первоначальный облик. Во время Крымской войны здесь размещался госпиталь. В 1892 году последовало высочайшее повеление императора Александра III об «исправлении» ханского дворца, пришедшего в «ветхость», и его восстановлении в «точном древнем виде». Однако работы начались только в 30-е годы XX века, под руководством архитектора П. И. Голландского. Но из-за нехватки средств и специалистов к широкомасштабной реставрации приступили лишь в 1961 году.
Знакомство с дворцом начинается с дворцовых ворот с надвратной башней. С главной площади можно попасть в Посольский дворик со знаменитым порталом Алевиза или Демир-капу. Портал — самая древняя часть комплекса, датируемая 1503 годом и перенесенная сюда из старого дворца. Из Посольского дворика можно попасть в зал Дивана (Совета и Суда), где решались важные государственые дела. После мрачноватого зала Дивана Летняя беседка и Бассейный садик поражают яркостью филигранной росписи стен, выполненной мастером Омером. По среди беседки устроен мраморный фонтан — чешме. Малая дворцовая мечеть является одним из ранних сооружений, построена в XVI веке и предназначалась для религиозных церемоний узкого круга лиц — хана, его родственников приближенных сановников. Помимо отреставрированных интерьеров в мечети можно познакомиться с предметами культа — Кораном XVIII века, молельными ковриками (мазлыками), кувшином для омовения рук. Старинным литографии и акварели повествуют о распространении ислама в Крыму. Рядом с мечетью расположен Фонтанный дворик с Золотым фонтаном, сооруженным в 1733 году и знаменитым Фонтаном слез (Сельсебиль), воспетым А. Пушкиным, А. Мицкевичем, Лесей Украинкой.
Далее экскурсанты переходят в Гаремный корпус — единственный из четырех сохранившихся до наших дней. Первая комната гарема условно называется буфетной. В экспозиции представлены наборы посуды местных мастеров — непременные атрибуты приданого невесты, старинные книги — источники шариата и предметы религиозного культа — подарки жениху и невесте. Иконографический материал знакомит с обрядами мусульманского брака. Во втором помещении условно воссоздан интерьер жилой комнаты XVIII века. Представлены старинные ковры и коврики-парохеты, сундучки, столики, подносы, ширма. Вышивки вдоль стен носят характер оберегов с пожеланиями добра и плодородия. Третья комната самая нарядная и изысканная. В ее интерьере экспонируются богатые ковры, мангал, шкатулки для драгоценностей, подсвечники, кальян, курильница, другие предметы быта и роскоши. Четвертая комната-беседка служила местом отдыха и развлечений. Рукоделие, игра на музыкальных инструментах скрашивали жизнь гаремных затворниц. Из гаремного дворика можно было подняться на Соколиную башню, в которой, по преданию, держали птиц, обученных для охоты.
Жилой и свитский корпус, в котором размещалась многочисленная прислуга, занимает этнографическая выставка из фондовых коллекций заповедника. В экспозиции представлены предметы декоративно-прикладного искусства крымский татар, орнаментальное ткачество и вышивка, мужская и женская одежда, ювелирные украшения, предметы быта и сельскохозяйственные орудия. Отдельный комплекс составляют изделия медников — осы, тарелки, подсвечники. На выставке рукописных книг наибольший интерес вызывают Торы в свитках и богато иллюстрированные рукописные Кораны. Интересны интерьерные экспозиции — комната невесты, жилая комната, крымскотатарская кухня. Особым экспозиционным разделом является выставка «Сокровища Юго-Западного Крыма», демонстрирующая золотые изделия позднеантичного времени, найденные во время археологических раскопок. На втором этаже жилого корпуса размещались ханские покои — посольский зал, где проводились торжественные приемы и аудиенции у хана, «Золотой», или «Фруктовый», ханский кабинет, украшенный мастером Омером, ханская столовая.
Помимо экспозиции экскурсанты знакомятся с другими памятниками, входящими в ансамбль дворца. Большая ханская мечеть (Биюк-хан-джами) была сооружена в XVI веке и основательно перестроена при хане Селямет-Гирее в 1740 году. К мечети примыкает мезарлык — фамильное кладбище Гиреев с великолепными надгробиями и двумя мавзолеями (дюрбе), в которых покоится прах 13 ханов. Мраморные надгробия кладбища пышно орнаментированы элементами арабского, персидского, турецкого стилей, мотивами итальянского ренессанса с высеченными каллиграфически исполненными эпитафиями поэтического или философского содержания. За ханским кладбищем находится конюшенный корпус.
Адрес музея: 298400, г. Бахчисарай, ул. Речная, 133. Тел.: (36554) 4-28-81, 5-08-05, 4-76-40.
Время работы: зимой с 9:00 до 16:00, выходной — вторник, среда, летом с 9:00 до 17:00 без выходных.
Координаты: +44° 44' 57.00", +33° 52' 56.00"