Ванные комнаты. Массандровский дворец

Прихожая (Массандровский дворец)
Прихожая второго этажа. Массандровский дворец. Фото: Wallace

Интересным декоративным решением Массандровского дворца отличаются ванные комнаты царской четы. Для оформления ванной комнаты Императора были приобретены голландские керамические плитки. Тонкий изящный рисунок пейзажей и жанровых сцен, изображенных на них, их светлый колорит великолепно сочетается с решением всей комнаты, отделанной светлым орехом. Ванная Императрицы была оформлена красным деревом, а на вставках из светлого клена были нанесены акварелью великолепные букеты цветов. Благодаря особой технике письма и лаку, покрывшему росписи, выполненные «капризной» акварелью, они сохранились до наших дней. Возрождая в стенах училища эту старинную, известную еще со времен Ренессанса, технику росписи акварелью по дереву, Месмахер в 1885 г. открывает такой класс. Его выпускница О. М. Бейдеман выполнила в такой технике 10 декоративных панно для этой ванной комнаты (сохранились четыре).

Коридор соединяет мужскую и женскую половины дома. Перегородка отделяет его от прихожей. Зеркальные стекла изготавливались в известной мастерской Эрнста Тодде. Его изделия, различные по форме, рисунку, цвету и технике исполнения украшали также дворец в Массандре. Были тут раньше витражи, оконные и дверные стекла с монограммами Александра III.

Перегородка и входная дверь коридора были оформлены двойным стеклом. В их переплеты были вмонтированы, кроме зеркальных, ещё и 86 цветных стекол, что создавало радужное освещение. Такие цветовые эффекты станут главными в архитектуре модерна.

Через прозрачные стекла просматривается художественная отделка прихожей: дубовое резное обрамление зеркала и вешалка оригинальной формы с орнаментальным зеленовато-коричневым украшением, сделанным методом выжигания.

На вешалке все было предусмотрено: помимо крючков для верхней одежды — полка для головных уборов и для обуви, перекладина для тростей и зонтов с длинными ручками.

Коридор украшают крымские пейзажи художников М. А. Алисова и Г. П. Кондратенко.

Михаил Александрович Алисов родился в 1859 году в Харькове, но последние годы его жизни прошли в Ялте, где он и скончался в 1933 году. В 1887–1888 годах он учился в Академии художеств. В 1900, 1902, 1903 годах состоялись его персональные выставки в его родном городе Харькове. В начале XX века он поселяется в Ялте. Здесь в 1914 году совместно с другими художниками организует Ялтинский художественный кружок, являясь его членом-учредителем. Он часто писал море, много раз в своих картинах возвращался к образу цветущего Крыма.

Чистотой красок, солнечностью отличаются пейзажи Гавриила Павловича Кондратенко (1854–1924). Еще, будучи учеником Академии художеств по классу пейзажной живописи академика М. П. Клодта, он в начале 80-х годов посетил Крым. С тех пор, увлеченный красотой южной природы, художник ежегодно приезжал на Южный берег писать этюды. Современники считали, что самыми лучшими его работами были южные пейзажи, которые покоряли зрителей эффектностью лунного и солнечного освещения. Устраивая свои персональные выставки, он весь сбор от них отдавал на организацию полезных мероприятий. Так, средства с выставки его картин с изображением мест, связанных с М. Ю. Лермонтовым, пошли на сооружение памятника великому поэту, а с выставки его южных пейзажей средства были пожертвованы в пользу попечительного комитета о сестрах милосердия Красного Креста. Этот комитет был создан при активном участии самого художника. Увидев в один из своих приездов в Севастополь нищенку — бывшую сестру милосердия, Кондратенко рассказал об этом влиятельным лицам в Петербурге. И в 1882 году был создан комитет «Община св. Евгении». Когда в 1896 году в поисках средств «Община» приступила к выпуску иллюстрированных открыток, Кондратенко стал самым активным автором в их подготовке. Одна из лучших работ Кондратенко «Гурзуф» хранится в Государственной Третьяковской Галерее.