Что такое «панорама»?
Панорама — особый вид монументального искусства. В переводе с греческого pan — все, horama — вид, зрелище. Огромная картина, навешенная на стену круглого здания с объёмным предметным передним планом, имитирует открывающийся с возвышенности вид местности и происходящие на ней жанровые, бытовые или батальные сцены.
Стремясь сделать зрителя как бы свидетелем изображаемого события, художник предусматривает осмотр картины с определенного места (смотровой площадки) и строит панораму в перспективном сокращении, делая незаметным переход от объёмных предметов к живописи, усиливая эффект особым освещением. Панорама освещается сверху рассеянным светом, отраженным специальным рефлектором и создающим впечатление естественной воздушной среды.
Изобретателем панорамы явился шотландский художник Роберт Баркер (получил патент в 1787 году). Но его панорамы не имели предметных планов.
Впервые пространство от зрительной площадки до живописного полотна наполнил объёмными, похожими на театральную декорацию предметами французский художник полковник Жан Шарль Ланглуа в своей панораме «Наваринское сражение» (1830). В истории панорамного искусства видную роль сыграли художники Роберт Фултон, Дени Фонтен, Пьер Прево, Ф. Филиппото. Альфонс Невиль, Эдуард Детайль, Антон Вернер, Войцех Коссах, Ян Стык, Людек Марольд, Луи Диму-лен, Ван де Ватт и другие. Их панорамы довольно точно передавали изображаемые исторические события, отличались профессиональным мастерством. Но эмоциональное воздействие панорам Ф. А. Рубо, особенно «Обороны Севастополя» и «Бородинской битвы», сильнее, так как они наполнены глубоким патриотическим смыслом. Эти панорамы внушают зрителю чувство большой симпатии и сочувствия к героям — простым русским людям, вставшим на защиту Родины. Через образы этих людей — главных действующих лиц, героев своего произведения — Рубо знакомит нас с волнующими событиями одного дня обороны — 6 июня 1855 года.