История панорамы «Оборона Севастополя»
Панорама «Оборона Севастополя» стала лучшим художественным памятником обороны Севастополя 1854–1855 годов.
Её автор Франц Алексеевич Рубо (1856–1928) — основоположник русского панорамного искусства. Он родился в Одессе в семье француза-переселенца. Получил образование сначала в Одесской рисовальной школе, затем в Баварской Академии художеств в Мюнхене. В 1903 году его избирают профессором класса батальной живописи Петербургской Академии художеств, в 1910 году он становится её действительным членом.
Самой большой заслугой Рубо является основание русской панорамной школы. Он воспитал таких художников-панорамистов, как М. Б. Греков, М. И. Авилов, П. Котов и других, которые стали впоследствии мастерами советского панорамно-диорамного искусства.
Кисти Ф. А. Рубо принадлежат три панорамы: «Штурм аула Ахульго», «Бородинская битва» и «Оборона Севастополя».
Создание панорамы
Заказ на панораму «Оборона Севастополя» Рубо получил в 1901 году. Её предполагалось открыть в Севастополе к 50-летнему юбилею героической обороны города. Выставленный в 1902 году в Зимнем дворце эскиз будущей панорамы вызвал огромный интерес и оживленные дискуссии историков, военных специалистов, участников обороны.
Ф. А. Рубо прислушивался к замечаниям, но принимал только те, которые основывались на действительном знании событий и могли помочь ему верно изобразить эту «единственную в истории, — как он писал, — славную оборону».
Кропотливое изучение фондов музея Севастопольской обороны (ныне — Музей Краснознаменного Черноморского флота), беседы с участниками событий, написание многочисленных этюдов, зарисовки специально инсценированных эпизодов с участием одетых в форму периода Крымской войны солдат и матросов — все это дало художнику богатейший материал для работы над панорамой.
Из множества этюдов («Солдат с носилками», «Горнист и заряжающий солдат», «Матросы, тянущие канат», «Морской офицер» и др.) особый интерес представляет этюд «Портрет двух офицеров», изображающий двух участников обороны — Н. И. Костомарова и И. И. Величко. Капитан 2 ранга в отставке Н. И. Костомаров в период обороны командовал знаменитой батареей впереди 4-го бастиона, носившей его имя (сейчас на её месте поставлен памятник). Костомаров отличался большой храбростью, был награжден орденом св. Георгия 4-й степени. В 1901 году он был начальником музея Севастопольской обороны.
Отставной штабс-ротмистр И. И. Величко в 1854 году участвовал в Альминском и Балаклавском сражениях, в других боевых операциях. Беседы с такими заслуженными воинами помогли Рубо верно понять самый дух героической защиты города.
Чутко прислушиваясь к голосу истинных патриотов и участников обороны, Рубо стремится создать произведение о народе и для народа.
Панорама писалась в Мюнхене, в создании её Рубо помогали художники Шенхен, Мерте и Фрош, а также 20 студентов Баварской Академии художеств.
В витрине экспозиционного зала музея показан фрагмент обшей композиции картины, выполненной художником в Мюнхене.
Полотно для панорамы ткалось на фабрике Моммена в Брюсселе. А в Севастополе в это время строилось специальное здание по проекту военного инженера О. И. Энберга и архитектора В. А. Фельдмана. На любительской фотографии, помещенной в экспозиции, запечатлен момент, когда привезенную из Мюнхена панораму под руководством Ф. А. Рубо, стоящего на крыльце, солдаты вносят в здание.
Открыта панорама была 14 мая 1905 года. Панорама говорила о народном подвиге и звала к самоотверженности во имя свободы Родины. Одними из первых её посетителей были ветераны севастопольских сражений, которых удивила и растрогала доподлинность воспроизведённых событий.
Спасение панорамы
Летом 1942 года гитлеровцы пошли в последнее наступление. 25 июня 1942 года налёты фашистской авиации стали почти непрерывными. Усилился артиллерийский обстрел. Пять «юнкерсов», спикировав, сбросили на панораму бомбы. Здание загорелось. Тогда советские моряки и солдаты, находившиеся поблизости, рискуя жизнью, кинулись спасать картину. Борьба за спасение картины длилась около двух часов.
Ночью последний надводный корабль, прорвавшийся в осажденный Севастополь — лидер эсминцев «Ташкент», принял на борт около 2000 раненых, женщин и детей, спасённые фрагменты полотна панорамы и вышел в свой героический рейс. Под жёстокой бомбардировкой экипаж корабля во главе с отважным командиром капитаном 3 ранга В. Н. Ерошенко провёл «Ташкент» сквозь заслон фашистской авиации и спас свой драгоценный груз.
В витрине экспозиционного зала музея экспонируются модель лидера и штурманская карта с обозначенным маршрутом перехода, подписанная В. Н. Ерошенко и командующим эскадрой контр-адмиралом Л. А. Владимирским.
Фрагменты полотна панорамы из Новороссийска были отправлены в тыл — в Кустанай, а затем в Новосибирск.
В здание Новосибирского театра, превращенного в эвакопункт для коллекций Государственной Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств им А. С Пушкина и других крупнейших хранилищ живописи, были доставлены грубо сколоченным деревянные ящики с фрагментами полотна Севастопольской панорамы. В руки реставратором поступили куски разной величины и формы, с рваными обгоревшими краями, с прорывами, проколами, с многочисленными осыпями красочного слоя и другими повреждениями.
1942 год трудное военное время… Но нашлись силы и средства, чтобы оказать первую помощь израненному полону. Фрагменты очистили от грязи, живопись промыли специальным составом, для сохранности проклеили рыбьим клеем с медом. Каждый кусок сфотографировали, пронумеровали и в определённом порядке накатали на валы.
В экспозиционном зале панорамы «Оборона Севастополя» об этом рассказывают выставленные документальные фотографии.
В конце 1944 года фрагменты полотна вместе с фондами Государственной Третьяковской галереи были перевезены сначала в Загорск, а затем в Москву. Группа художников-реставраторов, осмотрев фрагменты, сделала заключение, что спасены только 2/3 картины, но и на них состояние живописи исключало восстановление панорамы реставрационным путём.
Восстановление панорамы
Панорама воссоздавалась советскими художниками заново, писалась как копия прежней на новом полотне.
В экспозиции музея представлены два отреставрированных фрагмента подлинной панорамы: «Черниговцы» и «Даша Севастопольская» (остальные 86 хранятся в фондах музея).
Над воссозданием панорамы работал творческий коллектив художников из 17 человек под руководством Василия Николаевичи Яковлева (1893–1953). Один из крупнейших советских живописцев, доктор искусствоведения, академик, народный художник РСФСР, лауреат Государственных премий, знаток и реставратор старинной живописи Яковлев привлек к работе талантливый творческий коллектив.
Большие знания и личный творческий опыт помогли В. Н. Яковлеву подобрать художников, способных справиться с нелёгкой задачей восстановления панорамы. Под его руководством проводилась вся подготовка: изучались архивные и исторические материалы, воссоздавался рисунок панорамы, копировались этюды и фрагменты для изучения живописной манеры Рубо и особенностей панорамного искусства, велись экспериментальные работы по воссозданию утраченного во время войны предметного плана. Но в 1953 году, когда уже можно было ехать в Севастополь для завершения работы, В. Н. Яковлев умер.
Тогда коллектив художников возглавил академик, народный художник РСФСР, лауреат Государственных премий Павел Петрович Соколов-Скаля (1899–1961). Он ещё в Москве был очень близок к работе творческого коллектива. Поэтому именно его пригласили продолжить работу В. Н. Яковлева.
В экспозиции музея представлены автопортрет П. П. Соколова-Скаля и личные вещи художника, которыми он пользовался во время работы над панорамой: палитра, кисти, рабочий комбинезон.
Имея большой опыт создания крупных, масштабных картин, Соколов-Скаля с увлечением участвовал в написании живописного полотна панорамы. По свидетельству работавших с ним художников, около одной трети картины он написал сам.
Процесс воссоздания панорамы имел несколько этапов. Одним из главных было создание картона — полного, точного композиционного рисунка панорамы. Выполнялся картон ещё при Яковлеве художниками В. И. Гранди, А. П. Мерзляковым и Е. И. Лобановым под руководством профессора П. М. Шухмина на 12 листах, в ⅕ натуральной величины. Рисунок панорамы восстанавливали по спасённым фрагментам оригинальной панорамы, фотографиям и старым буклетам. Как свидетельствовал художник В. И. Гранди, на картине изображено более четырех тысяч фигур.
Восстановление утраченного колорита картины потребовало от художников длительной и кропотливой работы, выполненной под руководством П. П. Соколова-Скаля.
Этюды местности, созданные художниками Н. Г. Котовым, Е. И. Лобановым, В. И. Гранди, Б. Ю. Лораном и др. написаны с Малахова кургана, откуда и Рубо в своё время писал утренний пейзаж, исторические места сражения 6 июня 1855 года. В процессе работы рождалось много новых художественных решений. Предметный план был обогащён жанровыми сценами «Кок в землянке», «Денщик у бочки с водой». Несколькими новыми эпизодами пополнилось и живописное полотно.
Так как на спасённых фрагментах панорамы краски поблекли и восстанавливать по ним колорит картины было трудно, советские художники с помощью этих этюдов проверили на натуре красочное решение картины.
Был создан эскизный макет предметного плана в 1/10 натуральной величины, восстановлены все фортификационные и бытовые постройки Малахова кургана, которые были там 6 июня 1855 года, т. е. в день событий, изображенных на панораме. Большую помощь в этом оказали военные консультанты во главе с адмиралом флота Советского Союза И. С. Исаковым. Затем весь рельеф местности, брустверы, батарейное хозяйство, блиндажи, землянки и другие постройки в натуральную величину были воспроизведены на предметном плане панорамы.
Много труда в воссоздание панорамы вложили художники Н. К. Соломин, Ю. Н. Трузе-Терновская, А. Ф. Суханов, Г. А. Захаров, А. П. Романов, В. Е. Панфилов, Н. И. Плеханов, Б. Г. Коржевский, Б. Ю. Лоран.
Наконец напряженный труд большого коллектива был закончен 16 октября 1954 года, к 100-летию первой героической обороны Севастополя, панорама была открыта.