Кабинет Ея Величества. Массандровский дворец
Рядом с Опочивальней расположен нарядный, праздничный, в течение всего дня залитый солнцем «Кабинет Ея Величества». Здесь снова использованы «прототипы» классицизма, но в ином варианте. Невысоким рельефным багетом ограничены прямоугольные плоскости, в строгом ритме членящие стены. Их предполагалось затянуть тканью цвета «светлой резеды».
Во всех комнатах дворца паркет очень простой, только у стен везде сделан бордюр, как пишется в архивных документах, из «дерев разных пород». Предполагалось всю площадь комнат украсить коврами.
В этой комнате рисунок паркета наборного дерева не сложный, но он очень динамичный, и невольно зрительно «подводит» к прекрасному резному камину из необычного светло-шоколадного мрамора, над которым предполагалось вмонтировать в стену гобелен. Спокойные теплые тона обивочной ткани, гобелена, камина, панелей со светло-кофейным покрытьем служили фоном для изумительной росписи плафона, растительные формы которой являлись как бы естественным продолжением видов, открывающихся из окон.
Экспозиция, которая создана в этом зале, соответствует и назначению, и декоративной отделке. В нее включены типичные для дворцовых интерьеров мебель, предметы прикладного искусства, живопись.
В чертежах дворца (фонд музея Академии художеств) хранятся эскизы мебели для интерьера в классическом стиле. Находящиеся сейчас в кабинете левкашенные с золотом диван и стулья (коллекция Романовых) формой и резными накладками почти совпадают с замыслом архитектора. Типичными для классицистического убранства являются парные жирандоли, люстра синего стекла с хрустальными подвесками и белые мраморные часы в виде античного храма (Франция, Дюбуа, нач. XIX в.).
В кабинете Императрицы размещены живописные портреты семьи Павла I. Датская принцесса Дагмара (на фотографии она изображена с двумя сестрами) после венчания с Александром Александровичем (будущим императором) приняла православное имя Марии Федоровны — в честь супруги Павла I. Для нее эта семья олицетворяла собой образец воспитания и любви к искусству и наукам. Жена Александра III Мария Федоровна хорошо рисовала, покровительствовала художникам, коллекционировала произведения искусства, занималась благотворительностью.
Портреты, представленные в кабинете, являются прекрасно исполненными копиями конца XVIII — конца XIX вв. с бывших каноническими изображений кисти В. Боровиковского, А. Рослина, А. Ризенера, Д. Доу.
«Портрет Павла I» (1754–1801) — копия с картины В. Л. Боровиковского (1758–1826). Павел I — сын императора Петра III и Екатерины II.
С воцарением царя Петра III 26 декабря 1761 года объявлен наследником престола. В 1776 году женился. Вступил на престол после смерти матери в 1796 году. 5 апреля 1797 года коронован в Москве. 1 февраля 1801 года переехал в Михайловский замок, где был убит 11 марта 1801 года.
В некоторых прижизненных портретах Павла I подчеркивались отрицательные качества его характера, проявившиеся в неуравновешенности, вспыльчивости. Черты лица его порой утрировались. В данном портрете образ Императора создан более правдиво.
«Портрет Марии Федоровны» (1759–1829) копия с картины А. Рослина (1718–1793), известного портретиста, шведа по национальности, переселившегося в юности во Францию, где он получил художественное образование. С 1757 г. — член Парижской Академии художеств. В 1757–1777 годах работал в России.
Мария Федоровна — вторая жена Павла I. Урожденная принцесса Вюртембергская (Штутгартская) — София-Доротея-Августа-Мария. В1776 году вышла замуж за Великого князя Павла Петровича. От этого брака имела 10 детей — 6 дочерей и 4 сына, в том числе будущих императоров Александра I и Николая I. 5 апреля 1797 года коронована в Москве. Основала множество воспитательных и благотворительных заведений («Мариинское ведомство»), жертвуя на них крупные суммы и завещала им свое огромное состояние. Став императрицей, она с 1796 года бессменно была Главноначальницей Воспитательного общества благородных девиц. Мария Федоровна обладала незаурядными художественными способностями. Занималась глиптикой, резьбой по кости, лепила из воска, писала маслом. Брала уроки у известного модельера К. А. Лебрехта. Выполнила портреты своих детей, Павла I, Екатерины II. В Государственном Русском музее (Санкт-Петербург) хранится ее «Натюрморт. Цветы», созданный в 1787 году пастелью.
«Портрет Великой княгини Екатерины Павловны» (1788–1819) копия с картины А. Ф. Ризенера (1767-1828), французского художника, работавшего в России с 1816 по 1823 год.
Екатерина Павловна — пятая дочь Павла I, отличалась и красотой, и умом, получила блестящее образование, изучала математику, политэкономию, иностранные языки, хорошо говорила и писала по-французски, была прекрасной художницей. Александр I нередко пользовался ее советами. Велись переговоры о сватовстве Наполеона к русской Великой княжне, но по дипломатическим соображениям этот брак не состоялся. В первом браке Екатерина Павловна была за герцогом Фридрихом-Георгом-Ольденбургским, во втором — за герцогом Вюртембергским.
Два сына Павла I впоследствии стали императорами — Александр I и Николай I. На портрете, представленном в экспозиции, Николай изображен в то время, когда он был еще Великим князем.
«Портрет Великого князя Николая Павловича» (впоследствии Николая I) — копия с картины Д. Доу (1781–1829) — английского портретиста, члена Лондонской Академии художеств. Доу — почетный член Академии художеств Флоренции, Дрездена, Стокгольма, Петербурга. В 1819 году по приглашению Александра I приехал в Петербург и провел здесь 9 лет, написав по царскому заказу свыше 400 портретов русских генералов, участвовавших в войне против Наполеона («Галерея Отечественной войны 1812 года в Зимнем дворце»). В 1820 году от Петербургской Академии художеств получил звание почетного вольного общника.
Николай Павлович (1796–1855) третий сын Павла I. После неожиданной смерти Александра I в 1825 году, Николай вначале принес присягу старшему брату — Константину, объявленному наследником. Затем в Чрезвычайном собрании был вскрыт конверт Александра I, положенный еще в 1823 году, там находилось письмо Константина о добровольном отречении от престола в пользу Николая, согласие на это Александра I и вдовствующей императрицы Марии Федоровны и манифест, утверждающий право на престол. В день обнародования манифеста — 14 декабря 1825 года произошел мятеж «декабристов»: несколько полков отказались присягнуть новому Императору. В августе 1826 года Николай I был коронован, на престоле находился до 1855 года. Большое внимание уделял укреплению военной мощи России и подготовке военных кадров. Еще в 1817 году по его инициативе были заведены в инженерных войсках ротные и батальонные школы, в 1819 году учреждено главное инженерное училище (Николаевская инженерная академия), школа гвардейских прапорщиков (Николаевское кавалерийское училище). Было открыто 14 кадетских корпусов, учреждены военная и морская академии.
К двум устоям русской государственности в правление Николая I прибавилась третья — народность. В заботе о просвещении народа были созданы институты в Петербурге — технологический и институт гражданских инженеров, в Москве — училище проповедения и школа технического рисования. Была учреждена Пулковская обсерватория.
В 1817 году Николай Павлович женился на немецкой принцессе Шарлотте, нареченной Александрой Федоровной. От этого брака было 6 детей: дочери — Мария — герцогиня Лейхтенбергская, Ольга — королева Вюртембергская, Александра — супруга принца Фридрих Гессен-Кассельского, сыновья — Константин, Николай, Михаил.
«Михаил Павлович на коне» — работа художника Ораса Берне (1789–1863) — знаменитого французского баталиста реалистического направления. Был в России в 1836, 1838, 1843 годах, в 1848 году в течение нескольких месяцев находился при Николае I, участвовал в смотрах, высочайших поездках на Кавказ и впоследствии написал картины для Зимнего дворца.
Михаил Павлович — (1798–1849) — 4-й младший сын императора Павла I, генерал-фельдцейхмейстер и начальник артиллерии. Член следственной комиссии по делу о декабристах (1825-26), генерал-инспектор по инженерной части (с 1825), присутствующий в Гос. Совете (с 1826) и Сенате (с 1834) — главный начальник пажеского и всех сухопутных кадетских корпусов и дворянского полка (с 1831). При нем создано 14 кадетских корпусов. Главнокомандующий гвардейским и гренадерским корпусами (с 1844). В 1814 — участник военных действий против Наполеона, 1826–28 — участвовал в турецкой войне в звании командира гвардейского корпуса, 1830-31 — отличился при штурме Варшавы при усмирении польского мятежа. Облеченный званием генерал-фельдцейхмейстера со дня рождения, он фактически вступил в управление артиллерийским ведомством в 1819 г. При нем в этой части был произведен целый ряд преобразований и улучшений. От брака (1824) с Великой княгиней Еленой Павловной имел 5 дочерей: Марию (1825–1846), Елизавету (1826–1845), Екатерину (1827–93 ?), Александру (1831–1833) и Анну (1834–36). Как начальник отличался строгостью, но часто был добр к подчиненным. Он не любил показную сторону военного строя. Возможно, потому живописец О. Берне изобразил Великого князя спиной к зрителям, а лицом к своим солдатам.
Интерьеры дворцов часто украшали работы итальянских мастеров Возрождения. «Мадонна с младенцем» — работа Сассоферато (1605–1685) и «Архангел Михаил» — копия с Гвидо Рени (1575–1642) — входят в убранство кабинета Ея Величества.
Императрица Мария Федоровна, для которой предназначался этот кабинет, пережила своего супруга Александра III на 34 года. Скончалась она уже в 1928 г. у себя на родине, в Дании, куда она эмигрировала в 1919 г. из Крыма. После февральской революции она находилась здесь под домашним арестом в имении «Ай-Тодор» у своего зятя Великого князя Александра Михайловича. После того, как в конце апреля 1918 г. большевики под натиском германских войск покинули Крым, кайзер Вильгельм предоставил ей полную свободу передвижения. Но она, возненавидев немцев за то, что они развязали войну против России, а значит и против ее сына Николая II, не покидала «Ай-Тодор» до тех пор, пока немцы не ушли из Крыма в ноябре 1918 г.
В апреле 1919 года английский король Георг V (сын сестры Марии Федоровны) предоставил в ее распоряжение дредноут «Мальборо», и 11 апреля вместе со своими ближайшими родственниками Мария Федоровна покинула Россию. Ей было тогда 72 года. Она прожила на русской земле более полувека.