Опочивальня Их Величеств. Массандровский дворец
В этом помещении все оформление должно было способствовать созданию атмосферы тишины и покоя.
Для отделки «Опочивальни» архитектор выбирает элементы рококо: изящными, мягкими линиями очерчено обрамление ниши алькова, в нежных пастельных тонах были выдержаны роспись потолка и шитье ламбрекена. Стены предполагалось затянуть светло-бежевой тканью. Под стать им деревянные двери, оконные рамы, решетки отопления были окрашены светло-кремовой краской. Сюда не попадает прямой солнечный свет, он рассеивается, проникая сквозь колонны глубокого балкона, на который выходят окна опочивальни. Эффект рассеянного радужного освещения создавали цветные витражи, вмонтированные в потолок балкона (не сохранились).
По замыслу архитектора главным акцентом оформления в этом интерьере должен был стать вышитый золотом занавес алькова с уложенным волной ламбрекеном. Его кремовые тона и изысканный орнамент вторили бы цвету и рисунку шелковых обоев, очертаниям мебели, серо-голубым раковинам в живописи карниза.
Все поле потолочного плафона покрывала затейливая роспись.
В приближении к замыслу здесь сейчас размещены предметы убранства в стиле рококо: гостиный гарнитур мебели и два декоративных панно А. И. Шарлеманя. В связи с тем, что опочивальня никогда не использовалась как спальня, в настоящее время она восстановлена как комната отдыха. Гостиный гарнитур был выполнен в 60-х годах XIX в. в мастерской прославленного петербургского мастера Гамбса по заказу царской семьи (когда-то он находился в одной из гостиных Малого Ливадийского дворца). В глубине ниши — копия с картины Рафаэло Санти (Рафаэля) «Мадонна в кресле». Декоративные панно А. И. Шарлеманя, так органично вписавшиеся в интерьер, были написаны для дворца Романовых в Ореанде.
А. И. Шарлемань (1826–1901) — внук французского скульптора-декоратора, переселившегося в Россию при Екатерине II. Воспитанник Петербургской Академии художеств, за заслуги в развитии русского искусства получил звание академика, профессора.
В 1867 году императрица Мария Александровна приобрела у него картину, за которую он был удостоен звания профессора: «Екатерина II в мастерской Фальконета». С этого времени Шарлемань исполняет ряд заказов для царской семьи, работает над созданием альбомов для императора Александра II с изображением военных сцен, торжеств, маневров. В 1873 году получил титул «Художника Его Императорского Величества».
Во время поездки во Францию в 1859–1861 годах он был увлечен искусством XVIII века, хорошо его изучил и нередко в своем творчестве обращался к этим прототипам. Пасторальные костюмированные сценки под XVIII век он изображает и в панно, представленных в Опочивальне (написанных в 1870 году, очевидно, по заказу Великого князя Константина Николаевича, владельца Ореанды в те годы). В них угадывается пейзаж Южного берега и изображенная в романтизированном виде «Ореандская беседка» на Царской тропе.
Шерлемань был в свое время популярен, и современники писали о нем: «Из под его кисти, пера и карандаша выходило множество картин, акварелей и рисунков, замечательных бойкостью и искусством исполнения. Его композиции в течение более чем 20 лет были нарасхват приобретаемы издателями иллюстрированных журналов для воспроизведения их тем или другим графическим способом».
Для многих царских дворцов русскими художниками исполнялись копии с произведений выдающихся мастеров итальянского Возрождения. Копии с «Мадонны в кресле» Рафаэля, написанной в 1516 году, когда-то украшали Ливадийский и Петербургский дворцы Романовых. Одна из них — сейчас в Опочивальне.