Месмахер Максимилиан Егорович (1842–1906)

Архитектор, создатель Массандровского дворца.

Месмахер М. Е.

Биография

Видный зодчий второй половины XIX века, автор проектов здания музея Штиглица, ряда дворцов и крупных построек, в основном в Петербурге, один из зачинателей художественного промышленного образования в России, создатель и первый директор Центрального училища технического рисования Штиглица.

Месмахер родился 21 марта 1842 года в Петербурге в семье мастера каретных дел. После окончания училища при лютеранской кирхе св. Петра он поступил вольноопределяющимся учеником в Академию художеств. Талант и трудолюбие его были отмечены в Академии серебряными медалями.

В 1868 г. он был награжден Большой Золотой Медалью и поездкой за границу.

В 1872 году ему было присвоено звание академика, и тогда же начинается его творческая деятельность как архитектора. Он проектирует дворцы для Великого Князя Алексея Александровича, Великого Князя Михаила Михайловича, здание Государственного Совета в Петербурге и целый ряд других зданий. Полностью заменяет декоративное оформление дворца Великого Князя Владимира Александровича (ныне «Дом ученых»), принимает участие в сложной реставрации Исаакиевского собора.

В 1874 г. Месмахер начинает преподавать в рисовальной школе общества поощрения Художеств. В 1877 г. назначается директором Центрального училища технического рисования Штиглица.

20 лет Месмахер отдает воспитанию и обучению молодых художников прикладного искусства. В эти годы Училище приняло участие в международной выставке, завоевав золотые медали и дипломы. Месмахер составляет Устав и программы его филиалов, преподает курсы истории стилей и орнамента.

Заслугой М. Е. Месмахера является возрождение искусства майолики и создание в стенах училища музея предметов декоративно-прикладного искусства, в коллекции которого насчитывалось более 20 тысяч уникальных произведений. После конфликта с наследниками Штиглица М. Е. Месмахер в 1896 году был вынужден подать в отставку. Последние годы жил в Дрездене, где и скончался в 1906 году.

„Смерть лишь конец одного дня. Мёртвым сном спит лишь тот, кто никогда не жил. Никогда не умрет тот, кто однажды Жил”.

Такие слова из эпитафии начертала на его надгробном памятнике в Дрездене вдова архитектора Варвара Андре.