Часть I. Перестройка Массандровского дворца для Александра III
История строительства дворца.
После смерти Семена Михайловича Воронцова, согласно его духовному завещанию от 20 марта 1882 года, утвержденному определением Симферопольского окружного суда 24 июня 1882 года, Массандра перешла в пожизненное владение его супруги, светлейшей княгини Марии Васильевны Воронцовой. Этим же завещанием было оговорено, что «по смерти ее все родовые имения его поступают в полную собственность и для перехода в род родной племяннице завещателя, жене Действительного Статского Советника камергера Балашова, Екатерине Андреевне Балашовой, урожденной графине Шуваловой». (Николай Петрович Балашов — егермейстер двора его величества.)
Однако княгиня М. В. Воронцова на определенных условиях отказывается от права на владение Массандрой и передает его в пользу Е. А. Балашовой, которая принимает на себя обязательство «ежегодно уплачивать княгине… пожизненную ренту в размере 27.133 рубля (за отказ ее от права на пожизненное владение Массандрой и Ай-Данилем)».
Впоследствии Массандровское имение было приобретено Департаментом уделов у Е. А. Балашовой за сумму 1.874.050 рублей «по высочайшему повелению, последовавшему 12 января 1889 года» по купчей крепости от 9 марта 1889 года. В собственность уделов перешло 577 десятин 1.285 саженей земли в Массандре, которые наименовали «Дача под названием фруктовый сад, состоящий при деревне Массандра». Отдельным пунктом в купчей крепости значилось, что «продажа учинена с тем условием, что установленное Светлейшим князем Семеном Михайловичем Воронцовым право г. Ялты на водоснабжение из Массандровского водопада трубою остается в силе».
Когда Массандра перешла в Удельное ведомство — 3 марта 1897 года от Александра III последовало «Высочайшее соизволение на дарование городу Ялте, в виде особой монаршей милости, права бесплатного пользования тем количеством воды из источников Массандры, которое ранее было даровано Воронцовым».
К моменту приобретения имения в нем значилось под парком, цветником и питомником 76,9 десятин, садом — 16,9, огородом 4,1, табачными плантациями — 50,9, сенокосом — 18,8 десятин. Под виноградниками было занято 30,6 десятин. Когда Александр III давал распоряжение о приобретении имений Массандра и Ай-Даниль (они были приобретены одновременно), он, прежде всего, преследовал цель развить здесь промышленное виноделие, используя воронцовские виноградники, виноподвалы и отчасти технологию вин, уже получивших широкое признание. Массандра давала возможность расширить начинания Воронцова. Согласно справке, составленной Департаментом уделов при покупке имения, в нем находилось до 220 десятин годных под разведение винограда (173 десятины предполагалось освоить из лесной площади).
Итак, с 1889 года владельцем Массандровского имения и недостроенного в нем дворца стал Александр III (1845–1894) — второй сын императора Александра II от брака с принцессой Гессен-Дармштадской Максимилианой-Вильгельминой-Августой-Софией-Марией, в православии — Марией Александровной (дочерью великого герцога Людвига Гессен-Дармштадского). После кончины в 1865 году старшего брата, цесаревича Николая Александровича, он стал наследником престола. В октябре 1866 года женился на невесте брата, датской принцессе Марии-Софии-Фридерике-Дагмаре, в православии принявшей имя Марии Федоровны. С 1881 года, после трагической гибели своего отца, — император Всероссийский. Коронован в Москве 15 мая 1883 года.
Александр III — семнадцатый российский Император из династии Романовых, был объявлен наследником престола в 20 лет. С этого времени начинается его подготовка к выполнению сложных государственных обязанностей. Он назначается атаманом казачьих войск, канцлером Гельсингфорского университета, начальником различных воинских частей, членом Госсовета. Во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. он командовал Рущукским отрядом, был награжден орденами Святого Георгия II степени, который никогда не снимал, и Святого Владимира I степени с мечами.
«Я рад, что был на войне, — говорил он, — и видел сам все ужасы, неизбежно связанные с войной, и после этого я думаю, что всякий человек сердцем не может желать войны, всякий правитель, которому Богом вверен народ, должен принять меры, для того, чтобы избежать ужасов войны, конечно, если его (правителя) не вынудят к войне его противники, тогда грех проклятия и все последствия этой войны пусть падут на головы тех, кто эту войну вызвал».
Александр III правил Российской империей всего 13 лет (умер в 49-летнем возрасте). Он вошёл в русскую историю как царь-миротворец, поскольку за 13 лет его правления в России не было войн (кроме инцидента на Кушке). Во внешней политике он стремился не вмешиваться в европейские дела и не допускать втягивания России в военные конфликты.
В сборнике, посвященном 50-летию Ялты сообщалось: «В… 1886 году Ялта была осчастливлена событием первостепенного значения: в марте этого года в первый раз по восшествии на престол изволил посетить Южный берег Его Императорское Величество Государь Император Александр Александрович со всей Августейшей семьей. Высочайший гость изволили пробыть в Ливадии с 23 марта до 5 мая».
После приобретения Массандры Александр III посещал ее в каждый свой приезд в Крым. А Мария Федоровна в своих письмах из Крыма нередко писала о прогулках в Массандровских гротах с сыном Георгием, больным туберкулезом. Возможно, отчасти заботы о сыне ускорили решение Александр III достроить Массандровский дворец. Он пожелал, чтобы дворец завершили, согласно первоначальному замыслу, не увеличивая существующие его объемы.
Исполнение заказа было поручено известному петербургскому зодчему Максимилиану Егоровичу Месмахеру (1842–1906). Историю этого необычного заказа рассказал сам архитектор в своей «Памятной записке»: «В зиму 1891–1892 гг. мне было объявлено… Высочайшая воля Государя Императора Александра III о поручении мне постройки для Его Величества дворца в имении Верхняя Массандра с воспользованием, по возможности, существующими там стенами неоконченной постройки прежнего владельца этого имения князя Воронцова».
С этого времени начинается напряженная работа Месмахера над проектом — с постоянными консультациями с заказчиком и специалистами в области искусства. Для консультаций привлекается известный в то время художник А. П. Боголюбов.
Для облегчения работы Месмахера, в начале февраля 1892 года Департамент уделов просил управляющего Массандрой выслать в Петербург разрезы существующего дворца и генеральный план окружающей его местности. Эту работу выполнил А. Витберг — в то время архитектор Главного управления уделов. Позже Месмахер сам выезжал в Массандру для ознакомления с характером недостроенного здания и с окрестностями. Особые затруднения архитектора вызывала «маломерность старого здания», которую надо было совместить «с возрастающими требованиями дворцового обихода».
«Ввиду маломерности этой старой постройки я просил князя Вяземского объяснить мне: желает ли Государь Император, чтобы в будущем Дворце, кроме помещений для самого Государя и Государыни Императрицы, имелись помещения для Августейших Детей и необходимой прислуги; требуется ли также поместить в самом дворце кухню; требуются ли конюшня и прочие необходимые службы? На все эти вопросы первейшей важности для составителя проекта, Князь Вяземский не мог мне дать никакого положительного ответа и потому испросил мне аудиенцию Самого Августейшего Заказчика Дворца. 1-го марта 1892 г. Государю Императору Александру III благоугодно было принять меня в Аничковом Дворце, где Он соизволил дать мне общие указания относительно будущего Дворца. Государь Император желал, чтобы кухня была помещена не во Дворце, а в отдельном здании и чтобы для лошадей было возведено также отдельное здание, станков на двадцать. Вспомнив о существовавшей в Массандровском имении церкви, Государь Император изволил Высказать, что и ее следует перестроить, но не сейчас, а по окончанию Дворца…
…Возрастание требований относительно поместительности будущих служб сделало необходимым заблаговременно озаботиться о выяснении вопроса: не потребуются ли еще некоторые помещения, например, для г-на Министра Двора, для Гофмаршала и других высших придворных чинов. На доложенный запрос мой по сему предмету, Князь Вяземский сообщил мне, что Государь Император Александр III изволил приказать устроить вблизи Дворца помещения для г-на Министра Двора, Гофмаршала и Свиты отдельными павильонами…
Получив эти указания, я, по осмотре местности, немедленно приступил к составлению проектов, которые я, согласно желанию Князя Вяземского, имел счастье лично представить Императору Александру III в Александрию. Рассмотрев означенные проекты, Государь Император тогда же, 6-го июля 1892 года соизволил одобрить их».
В сентябре 1892 г. управляющий Массандровским имением телеграфировал в Петербург: «Согласно приказания Вашего Сиятельства к заготовке материалов Массандровского дворца преступлено». В одном из отчетов Месмахер писал, что для такой «солидной» постройки отбирались материалы только высокого качества: «хороший песок, добываемый в Гурзуфе» (который предварительно промывался водой, чтобы вывести морскую соль), «хорошего качества известку и кирпичи доставляли из Феодосии, отбирался для строительства только хороший, выдержанный сухой лес».
Весной 1893 г. начались работы по частичной перестройке фасадов и составлению рисунков для внутреннего убранства дворца. Летом 1894 г. рисунки были готовы и Александр III, как вспоминает об этом Месмахер, «во время одной из прогулок по Массандровскому парку соизволил милостиво упомянуть о рассмотрении их».
Как же вышел Месмахер из затруднительного положения в связи с маломерностью старого здания?
Полезную площадь дворца он увеличил в основном за счет дополнительного количество открытых галерей, террас, больших лестниц, балконов, а также сделал некоторые пристройки: в частности, дополнил площадь помещения вестибюля первого этажа и, соответственно, на втором этаже пристроил прихожую, сделал глубокую нишу в кабинете Императора, увеличил объемы ванных комнат на женской и мужской половине. Самой крупной перестройке подвергся южный фасад дворца: вместо одноярусной башни появилась трехъярусная, ее высокое завершение дополнилось золоченой скульптурой двуглавого орла (отливал В. К. Рейтардт по модели скульптора В. М. Жилкина).
В архивных документах об этом этапе строительства мы читаем: «…приступлено было к устройству лесов со всех сторон дворца с двумя подъемными машинами для разборки старых стен и карнизов, назначенных к сломке по Высочайше утвержденному проекту. По тому же проекту вырыты рвы, забучены фундаменты и выведены новые стены: для новой башни, для вестибюля, для главной парадной лестницы, для малой лестницы, для новой трехэтажной стены кабинета Его Величества, для двухэтажной пристройки там же, для пристройки у уборной комнаты Ея Величества и для надстройки у главного подъезда». Из того же отчета мы узнаем, что внутренняя планировка комнат почти не изменилась, только было сделано большое количество дверей для более удобного пользования комнатами: «…выломаны в трех местах внутренние стены для расширения комнат и подведены двутавровые железные балки для поддержания старых стен. Внутри здания заделаны 14 дверных проемов и проломлены и обделаны 37 проемов». Далее в этом отчете подробно описывается вся работа, проведенная по перестройке дворца: «Для отопления и вентиляции всех внутренних комнат проведена в старых стенах полная сеть труб и каналов на протяжении до 500 пог. Саженей… Во время работы оказалось необходимо нужным, для предохранения фундамента и стен дворца от всякой сырости обвести строение с двух сторон рационально устроенною дренажною канавою, а фундаменты обкладывать изолирующими бетонными стенами. Старая крыша, по совершенной негодности снята, так же и стропила, концы которых оказались гнилыми; так что в настоящее время вся конструкция стропил возобновлена. Внутри здания уложены железные балки, по которым во всех стенах устроены бетонные своды. В нижнем этаже под полами земля перекрыта толстым бетоном, а балконы 2 этажа с непроницаемым слоем асфальта».
Особенно большая работа была проведена по оформлению и украшению наружных стен дворца, чтобы придать дворцу нарядность и праздничность: «Старые наружные каменные карнизы, пояски, наличники и прочее сняты, перетесаны по новым шаблонам, уложены и подняты на места. Для украшения наружных новых стен, выведенных большей частью из чисто обтесанного и обновленного местами камня, вытесана часть орнаментов, капителей, гирлянд и другие скульптурны украшения по особо заказанным моделям».
Одним из главных условий, выдвинутых Месмахером при заключении договора о перестройке дворца было непременное участие в строительстве верного его помощника, осуществлявшего вместе с ним многие петербургские постройки, архитектора Оскара Эмильевича Вегенера. С 1893 г. и до окончания строительств дворца в Массандре он руководил всеми работами. Подводя итоги его труда, управляющий Массандрой писал в Департамент уделов, что именно «трудами заботой Вегенера… главным образом была возведен постройка, производя непосредственно, без сметы, все работы по постройке, г. Вегенер своею добросовестностью и аккуратностью сберег не один десяток тысяч денег Его Величества». О. Э. Вегенеру было поручено следить за порядком, чистотой и дисциплиной в имении во время Высочайших приездов в Крым в 1893, 1898,1900 и 1902 годы.
Как отмечал Вегенер, все работы по строительству дворца выполнялись только местными рабочими.
Работы продвигались успешно, все шло своим чередом. Еще летом 1894 года Александр III, прогуливаясь по Массандровскому парку, согласовывал с Месмахером вопросы внутренней отделки дворца, а в ноябре последовало распоряжение Главного управления уделов: «В виду последовавшей кончины Государя Императора Александра Александровича… общий план проектированных в имении Массандра построек должен измениться. Работы должны ограничиться только достройкою самого дворца, внутренним его убранством: никаких флигелей — ни кухонных, ни конюшенных — не потребуется, а нужно будет только так называемая приспешная кухня и достаточно просторный сторожевой дом для помещения лица, которому будет поручен надзор за дворцовыми помещениями».
Как будто какой-то злой рок мешал строить и обживать дворец.
Николай II не спешил покинуть Ливадию, напротив, он именно там решил построить новый Большой дворец.