Часть II. Перестройка Массандровского дворца для Александра III
История строительства дворца.
В Массандру Романовы приезжали только на дневной отдых во время прогулок в лес, в горы, на пикники, на охоту. Но в память об отце, Николай II приказал окончить строительство Массандровского дворца.
Строительные и отделочные работы неспешно продолжались. От прежнего впечатления суровости бушаровской постройки не осталось и следа. В соответствии с духом времени архитектор приказал стесать серый камень старого здания и облицевать его светло-желтой метлахской плиткой. На ее фоне контрастно выделялись массивные блоки руста и красивые резные картуши из крымского известняка, добытого совсем рядом в каменоломне Массандры. Таким образом, почти не увеличивая в объеме существующее сооружение (это соответствовало желанию заказчика), Месмахер развил первоначальный архитектурный замысел Бушара в сторону большей декоративности и живописности, что отвечало требованиям историзма в архитектуре второй половины XIX века. Он как бы «одел» прежний каркас в богатый пластический убор. Архитектор сохранил средневековые детали старой постройки и ввел много ренессансных и барочных элементов, главным образом за счет каменного декора. В окончательном варианте дворец приобрел характер архитектуры раннего французского барокко — стиля Людовика XIII.
Месмахер стремился удовлетворить возросшие требования дворцового обихода, как он сам об этом писал. В связи с этим он решает почти полностью, сохранив весь объем бушаровского дворца, в торцовых — южном и северном фасадах, сделать небольшие пристройки, в которых он и разместил просторные и светлые ванные комнаты царских особ. Ванную Императора архитектор оформляет великолепными голландскими керамическими плитками, а в ванной императрицы, отделанной красным деревом, двери и створки шкафов и туалетных столов украшает изящными росписями, выполненными акварелью по дереву (в технике довольно сложной и редко встречающейся в оформлении интерьеров).
Несмотря на незначительные перестройки, внешний облик дворца сильно изменился. Это было вызвано прежде всего смещением композиционных акцентов в планировке архитектурных объемов. В раннем дворце в восточном фасаде главную роль играли две средневековые башни, выступающие на гладкой стене. Теперь Месмахер, пристраивая на первом этаже вестибюль и прихожую на втором, создает центральный ризалит, превышающий объемы соседних башен. Он завершает его могучим фронтоном с резными барочными украшениями и флагштоком.
В ту пору подъехать к дворцу можно было только с восточной стороны. (Дорога, подводящая ныне к западному фасаду дворца, была проложена позднее). Для того, чтобы сделать этот главный фасад более торжественным, Месмахер строит здесь красивую, закругленную в плане лестницу, как бы охватывающую центральный ризалит широким маршем ступеней. Южную башню с четырехскатной кровлей (у Бушара она была небольшой), он поднимает над уровнем крыши и, подчеркивая ее главенствующее положение, завершает медной позолоченной фигурой двуглавого орла, который был виден изо всех точек Ялты и ее окрестностей.
Связь с традицией южнобережной застройки подчеркивалась большим количеством балконов, террас, галерей, наружных лестниц, с ажурными решетками и балюстрадами, которые буквально опоясали западный фасад дворца, открыв доступ к солнцу, воздуху, природе.
Типичный для Южного берега интерес к силуэту и виду крыши выразился в ее особенно живописной форме. Разнообразная по высоте и профилю кровля, выложенная в традициях французской архитектуры чешуйчатым графитным шифером, красиво оформленная мансарда, дымовые и вентиляционные трубы и разнообразные украшения: фронтоны, картуши, вазы, ажурные решетки и балюстрады, — все это составило удивительный по красоте и великолепно вписавшийся в окружающий ландшафт облик дворца, словно волшебством перенесенного из детской сказки Шарля Перро в другую страну.
Но если в стиле Месмахер неуклонно следовал известному образцу, импровизируя на тему раннего французского барокко, то в конструкциях и в отделке использовал новейшие материалы и достижения техники, намного опередив в этом своих современников.
Прочность и долговечность сооружению должны были обеспечить тщательно продуманная система дренажа, железные балки, введенные в межэтажные перекрытия и цельнолитые бетонные своды. Дворец оборудовали паровым отоплением, электрическим освещением, в стены искусно вмонтировали мощную и до сих пор хорошо действующую систему вентиляции.
Все инженерные работы осуществлялись по проекту и под непосредственным наблюдением профессора С. Д. Лукашевича, в течение многих лет сотрудничавшего с Месмахером в сооружении петербургских зданий и дворцов.
Дворец в Массандре стал «лебединой песней» архитектора, последней его постройкой в России. Сюда были вложены весь его опыт, огромные знания в области истории искусства, его умение достигать синтеза, как в самой архитектуре, так и в каждой мелочи убранства.
В музее Академии художеств в Петербурге хранятся эскизы и проекты оформления Массандровского дворца, их сотни: рисунки мебели, обивочных тканей, изразцов, наброски декоративных росписей стен и плафонов, резных и лепных украшений, даже определен порядок размещения вещей в интерьерах. Каждому из помещений, будь то столовая, кабинет императора или императрицы, опочивальня, придан свой собственный выразительный художественный образ, соответствующий той или иной эпохе французской архитектуры: романской, готической, барокко, рококо, классицизма.
В оформлении использованы разные породы дерева, сложная рельефная резьба и лепка. Холлы и коридоры облицованы красочными изразцами, некоторые двери представляют собой настоящие панно, выполненные в технике выжигания по дереву. Отдельные створки имеют роспись акварелью, закрепленную особым способом.
Даже утратив в процессе неумелой эксплуатации часть своей отделки (в частности, изумительную роспись стен и плафонов), дворец все равно продолжает производить неизгладимое впечатление. Этим он в значительной степени обязан мастерам-производителям (в первую очередь О. Э. Вегенеру) и ученикам Месмахера, которые воплощая его замысел, оформляли дворец. Кроме того, к отделке привлекались известные петербургские художественные фирмы, приобретшие большой опыт в процессе создания многих архитектурных сооружений северной столицы.
Увы, полностью осуществить свой замысел Месмахеру так и не пришлось. После неожиданной смерти Александра III некоторые строительные и отделочные работы были отменены: не успели изготовить мебель и прочую утварь, оставалась неиспользованной обивочная ткань, не получил декоративного оформления III этаж. Последним в комплексе предполагавшихся зданий оказался корпус машинного отделения (1898–1901 годы), целиком и полностью спроектированный зодчим. Еще издали привлекает внимание это здание оригинальной архитектуры, расположенное неподалеку от дворца в густой зелени деревьев. Один из его флигелей напоминает китайскую пагоду, другой поражает необычной для крупномасштабной архитектуры округлостью своих форм, а глядя на высокое сооружение, красиво оформленное в виде минарета, трудно догадаться, что это всего-навсего простая дымовая труба.
Метлахские плитки, красочные изразцы, блестящая на солнце ярко желтая, зеленая, коричневая черепица, сплошь покрывающие стены и крыши этого здания, придают ему неповторимое художественное своеобразие.
Вместо машинного отделения Месмахер планировал построить большой хозяйственный корпус, многообъемный, разновысотный, в 1-2-3 этажа, с мансардами, башнями, где должны были разместиться все службы. Но так как после смерти Александра III Управлением уделов было дано распоряжение «никаких построек не возводить» этот проект не был осуществлен.
Однако Месмахер «счёл своим долгом обратить внимание на то обстоятельство, что невозможно оставлять дворец со столярною отделкою его безо всякого отопления и что ввиду исполненного уже во всем дворце приспособления для пароводяного отопления, а также ввиду предположенного электрического освещения Дворца, необходимо теперь же построить отдельное помещение для парового котла и динамо-машины». Эта рекомендация архитектора была принята, и Месмахер создает новый проект хозяйственного корпуса, где и разместилась динамо-машина, помещения для аккумуляторов, парового котла, угольного склада и две комнаты для кочегара и электрика. Длинный тоннель, в котором размещались коммуникации, соединил машинное отделение с дворцом.
В перестройке Массандровского дворца Месмахер был в какой-то степени скован предыдущим архитектурным проектом. Здание машинного отделения он проектирует и строит самостоятельно. Здесь он смог свободно проявить свой талант, в большей степени выразить дух эпохи.
Во дворце Месмахер выступает как предвестник модерна — он применяет в нем новые материалы и художественные приемы оформления, которые станут ведущими в искусстве нового направления — модерна (живописные майоликовые изразцы, метлахская и керамическая плитка в отделке фасадов и интерьеров, витражи, живопись по стеклу, выжигание по дереву с подкраской, акварельные панно по дереву).
Здание машинного отделения он уже полностью строит в стиле модерна. Это одно из первых сооружений на Южном берегу Крыма, построенное в новом стиле. Внешний вид его тесно связан с функциональным назначением. Его мягкие обтекаемые формы словно; повторяют очертания находящихся внутри машин, их геометрический абрис. В решении основных объемов здания использованы элементы восточной архитектуры, но они стилизованы здесь под модерн. Главный элемент в создании художественно-декоративного образа постройки — изразцы и поливная черепица.
Дворец и машинное отделение, разные по своим архитектурным стилям, Месмахер объединяет цветом, вводя в облицовку этих зданий одинаковые светло-желтые метлахские плитки. Связующим звеном между ними являются подпорные стены, которые отделаны такой же плиткой и поливной черепицей, что создает ощущение колористического единства всего ансамбля дворцовых построек. В акте по приемке дворца в 1902 году говорилось: «Комиссия признает, что все устройство дворца и машинного здания выполнено в техническом отношении безупречно не только в существенных частях, но и в деталях». Строительство машинного здания обошлось в 56.913 руб. 54 коп. Учитывая гонорары, выплаченные Месмахеру, его помощнику Вегенеру, десятнику, стоимость машинного отделения составила 61.466 руб. 62 коп.
К сожалению, продлить поиски новых пластических решений модерна Месмахеру не пришлось. Машинное отделение, так же как и дворец, было последним сооружением архитектора в России. В 1897 году он уехал в Дрезден.
Месмахер проектировал и оформление придворцовой части парка, создавая единый дворцово-парковый ансамбль. Уже при Николае II он вносит дополнения в проекты и выстраивает против восточного фасада дворца довольно высокую подпорную стену, чтобы предохранить дворец от ливневых вод и возможных оползней. Сделав стену полукруглой, он тем самым композиционно связал ее с парадной лестницей дворца, образовав красивый курдонер (внутренний дворик). На парапетах стены были установлены крупные декоративные вазы, высокие колонны с ажурными металлическими украшениями, большие арки, оформленные сочными барочными рельефами. В южной арке, возле старого подъезда к дворцу, была установлена прекрасная копия с известной работы греческого скульптора Праксителя (IV в. до н. э.) «Меркурий с младенцем Дионисом». В северной арке располагалась копия скульптуры Праксителя «Аполлон-Сауроктон» («Аполлон, смотрящий на ящерицу»). Въездные ворота «охраняли» львы — скульптурные отливки (выполненные в мастерских Академии художеств в Петербурге) с работы известного французского скульптора-анималиста А. Л. Бари (1796–1875). Вся подпорная стена была оформлена майоликовыми плитами, красной поливной черепицей. В нее было вмонтировано шесть фонтанов с маскаронами сатиров и наяд (эти маски утрачены и заменены масками львов). По своему архитектурно-художественному решению эта подпорная стена органично вошла в общий дворцово-парковый ансамбль.
Перед западным фасадом дворца Месмахер спроектировал настоящий регулярный французский парк с последовательно снижающимися террасами. Верхнюю и нижнюю занимают цветочные партеры, среднюю украшает большой фигурный бассейн. За террасами вниз по склону начинались сенокосные луга, далее — штамбовые фруктовые сады. Над этой зеленой каймой, как на огромном пьедестале, дворец смотрелся сказочным замком.
Вся придворцовая часть парка, занимающая около 1,5 десятин была украшена скульптурами. Они были установлены вокруг дворца, на подпорных стенах, в нише второго этажа и на открытом в то время балконе. Всего было установлено 29 скульптур и 6 декоративных ваз. Согласно архивным документам, скульптуры изготовлялись из искусственного камня и отливались из гипса. Статуи из искусственного камня (их было 12) были выписаны через петербургскую фирму «Кос и Дюр» из Метлаха и обошлись в среднем по 250–300 рублей. Гипсовые скульптуры также были отлиты за границей и представляли собой копии статуй из Императорского Берлинского музея изящных искусств. Некоторые гипсовые скульптуры были окрашены масляными красками под цвет мрамора. Статуи изображали античных богов, философов, аллегории различных искусств и наук.
Интересна расстановка этих скульптур: все женские статуи располагались на юго-западной части партера, прилегающей к южной — женской части Массандровского дворца (где размещались комнаты императрицы). Мужские статуи — на северной и восточной части партера (у комнат императора). Аллегории «Науки» и «Искусства» были установлены на веранде перед окнами бильярдной. Ниже, на тумбах южной балюстрады террасы партера, были размещены статуи-аллегории «Скульптура», «Архитектура» и «Художество». У бассейна, ниже сохранившихся «Сфинксов», стояли скульптуры «Помпеянка» и «Римлянка». Мужские статуи располагались у дворца и в основном на пилонах-контрофорсах северной подпорной стены. Среди них были «Цезарь», «Эсхил», «Софокл», «Аполлон с Вакхом», «Центавр» и другие. На балконе была установлена скульптура «Вакха пьющего» (возможно, копия работы итальянского мастера Якопо Сансовино). В нише галереи (у кабинета Императора) размещалась скульптура «Давид с головой Голиафа» (возможно, копия работы итальянского скульптора Вероккио). В архивных документах не приводятся точные названия скульптур, нет ссылок и на авторов подлинных произведений, с которых были сделаны копии. Сохранившиеся фотографии тех лет, в основном любительские, весьма несовершенны и не дают полного представления о характере скульптур.
К сожалению, большая часть скульптур, украшавших дворец, не сохранилась. Некоторые из них были сделаны из недолговечного материала и уже к 1909 году были сильно повреждены, что вызвало необходимость снять их. Об этом писал Министр двора: «Имея в виду, что дворец в Массандре до сих пор не получил никакого назначения, необитаем и занят быть не может без новых больших затрат на его меблировку, постройку служебных при нем зданий, я со своей стороны полагал бы возможным поврежденные гипсовые статуи не возобновлять… На случай возможного в будущем желания восстановить упоминаемые наружные украшения дворца в первоначальном виде, сохранить снятые с них фотографии, и описать подробно настоящее расположение их и наименования».
Некоторые из скульптур были утрачены уже в советское время.
Уцелело лишь 6 скульптур: два сатира, два дракона (иногда их называют химерами), два сфинкса. Последние, очевидно, были сделаны здесь, на месте, по моделям, привезенным из Петербурга и выполненным скульптором А. Г. Бауманом, работавшим над оформлением Массандровского дворца. Сохранившиеся скульптуры в сочетании с романтическими формами самого здания вызывают ассоциации с французскими сказками, античными легендами и мифами, помогают лучше воспринять этот своеобразный архитектурный памятник прошлого.
Около окон столовой были установлены большие фарфоровые вазы для цветов, изготовленные по специальному заказу на фабрике М. С. Кузнецова. Парадную лестницу украшали вызолоченные вазы для цветов. Отдельные детали оконных решеток первого этажа, решетки, ограждающие лестницу, ведущую к кабинету Императора, также были вызолочены.
У западного фасада поражают своей грандиозностью две секвойи, достигающие 35–35 метров в высоту и около 9 метров в обхвате. Им уже более ста лет, посажены они были в середине 90-х годов XIX века, когда дворец перестраивался Месмахером. Подпочвенные воды, проходящие в этом месте, питали молодые корни деревьев и способствовали бурному их росту.
Массандровское имение было очень богато водными источниками, что дало возможность создать вокруг дворца целую композицию фонтанов. Вода из одного источника подводилась к фонтану, сооруженному из диабаза еще в 1839 году при Воронцовых в верхней части лесопарка. Разветвляясь на целый ряд фонтанов, устроенных в подпорной стене восточного курдонера и украшенных декоративными масками, вода подходила к фонтанам западного фасада у подножия скульптурных сфинксов и спускалась в бассейн с фонтаном в центре. Бассейн играл и утилитарную роль: в нем собиралась вся отработанная вода из дворца, которая потом шла на полив лугов и садов в нижней части парка. Фонтаны, скульптуры, сама планировка придворцовой части парка и другие элементы ее оформления в сочетании с величественными секвойями, пихтами, магнолиями, множеством роз и самых разнообразных цветов и вьющихся растений придали необычайную выразительность дворцовому ансамблю.
В марте 1902 года появился очень важный для истории строительства дворца документ — акт его приемки, в котором О. Э. Вегенер со скрупулезной точностью учел все расходы по строительству. Общая стоимость дворцовых зданий в Массандре (т. е. дворец и машинное отделение) составила 978.443 рубля 42 копейки — узнаем мы из этого акта. Расходы производились не за счет казны, а из денег кабинета императора.
Месмахер писал: «…работы как по внешней, так и по внутренней отделке дворца… исполнены с таким старанием, так солидно и добросовестно, что он, как я надеялся, вполне может оправдать оказанное мне Августейшим заказчиком милостивое доверие».
Но Романовы не переехали во дворец. После приемки дворца его редко посещала царская семья. Богатой публике было дозволено осматривать его, купив на то билет в конторе управления имениями. В путеводителях тех лет писалось: во дворце «обстановки нет никакой». Действительно, дворец не был меблирован и украшен произведениями искусства. Многое из задуманного Месмахером по его оборудованию осталось лишь в проектах архитектора. Но Массандровский дворец вызывал интерес. Ялтинский горный клуб, который организовывал экскурсии по достопримечательностям города и окрестностям, приглашал желающих осмотреть дворец.
После 1914 года царская семья не приезжала в Крым, редко навещали Массандру и родственники царствующей фамилии. Массандровский дворец охранялся вахтером-смотрителем и двумя сторожами. В казарме для семейных служащих, построенной Николаем II у въезда в имение, размещалось и небольшое воинское подразделение.