Столовая дома-музея А. П. Чехова

Столовая (дом-музей А. П. Чехова)
Компактное помещение малой столовой на первом этаже дома Чехова в Ялте могло вместить до десятка человек обедающих или ужинающих.

Из Чеховского сада экскурсанты проходят в столовую на первом этаже чеховского дома. Но прежде чем переступить её порог обычно останавливаются в маленькой прихожей перед неподвижно сидящей собакой. Александр Иванович Куприн вспоминал, как Чехов добродушно сочувствовал гостям, пугавшимся «мопса». «Знаете, я сам этого каменного пса боюсь,— шутил он.— А убрать его как-то неловко, обидятся. Пусть уж тут живет!» Это был подарок ялтинской знакомой С. П. Бонье, которая помогала Антону Павловичу в благотворительных делах.

В столовой у окна — покрытый белой скатертью раздвижной стол и венские стулья. На столе стоит самовар. «В час дня,— писал А. И. Куприн, — у Чехова обедали внизу, в прохладной и светлой столовой, и почти всегда за столом бывал кто-нибудь приглашенный… Было в этой семье очень легко, тепло и уютно, и я совершенно понимаю одного писателя, который говорил, что он влюблен разом во всех Чеховых… Он (А. П. Чехов.— В. П.) был очень гостеприимен, любил, когда у него оставались обедать, и умел угощать на свой особенный лад, просто и радушно».

Справа от входной двери — буфет. В нём среди посуды поблескивают старинные бокалы (приданое матери), из которых пили шампанское на свадьбе родители Чехова в Таганроге в 1854 г.

Против входа на стене висят небольшая фотография Марии Павловны и два пейзажа её работы, в простенке — портрет А. П. Чехова; он сделан с фотографии 1902 г. для Ялтинской женской гимназии, в которой Антон Павлович был членом попечительского совета. Впоследствии этот портрет возвратился в чеховский дом в качестве подарка музею от начальницы гимназии, большой почитательницы таланта писателя. На портрете Антону Павловичу — 42 года.

При взгляде на это лицо невольно вспоминаются портретные характеристики А. П. Чехова, оставленные его друзьями. «Хороши у него бывали глаза, когда он смеялся,— какие-то женски ласковые и нежно мягкие. И смех его, почти беззвучный, был как-то особенно хорош. Смеясь, он именно наслаждался смехом, ликовал; я не знаю, кто бы мог ещё смеяться так — скажу — «духовно»,— писал А. М. Горький. С такой же глубокой симпатией о Чехове вспоминал А. И. Куприн: «Благодаря пенсне и манере глядеть сквозь низ его стекол, несколько приподняв кверху голову, лицо А. П. часто казалось суровым. Но надо было видеть Чехова в иные минуты (увы, столь редкие в последние годы), когда им овладевало веселье и когда он, быстрым движением руки сбрасывая пенсне и покачиваясь взад и вперед на кресле, разражался милым, искренним и глубоким смехом. Тогда глаза его становились полукруглыми и лучистыми, с добрыми морщинками у наружных углов, и весь он тогда напоминал тот юношеский известный портрет, где он изображен почти безбородым…»

Слева от входа висит литографированный портрет А. С. Пушкина (репродукция с работы О. А. Кипренского). Чехов очень любил Пушкина. Первый год жизни его в Ялте совпал с празднованием 100-летия со дня рождения великого поэта. Антон Павлович принимал деятельное участие в торжествах, которые были организованы в городе. В книжном шкафу его кабинета хранится 10-томное собрание сочинений А. С. Пушкина.

Дом-музей А. П. Чехова