Храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла
Храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла — остатки памятника под горой Аю-Даг на территории санатория Министерства обороны в Партените. Это был монастырский комплекс, возведенный здесь на рубеже IX–X веков, с роскошным храмом апостолов Петра и Павла, едва ли не самым большим на всем побережье. Предположительно какое-то время здесь располагался епархиальный центр.
О существовании монастыря святых Апостолов сообщается в «Житие Иоанна Готского». Однако не имелось достоверных сведений о том, где он находился и был ли поселок Партенит тем самым древним торжищем Партениты. Все разрешил случай. В XIX веке Партенитская долина стала владением семьи Раевских. При разбивке виноградников на окрестных холмах находили пифосы, остатки керамической посуды, печати, когда-то принадлежавшие должностным лицам и местному правителю средневекового поселения. В 1869 году управляющий имением госпожи Раевской прокладывал новую дорогу по восточному склону горы Аюдаг выше древней, заросшей лесом. Работники обнаружили в зарослях руины большого строения, которое решили разобрать на камень. Вывезли около 200 телег камня, прежде чем нашли мраморную резную капитель и могильную плиту. В Партенит приехали исследователь древностей Д. М. Струков, реставрировавший пещерный храм в Инкерманском монастыре, и алуштинский священник Николай Клопотович. Исследовав развалины, они пришли к выводу, что перед ними — древнее здание трехнефной и трехапсидной христианской базилики. Возле алтаря они обнаружили еще одну строительную надпись, датируемую 1427 годом. Она повествовала, что это не что иное, как храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла, некогда основанный самим архиепископом Иоанном Готским. Этот беспокойный пастырь, впоследствии произведенный в святые, — фигура в истории раннесредневекового Крыма достаточно известная.
Руины базилики освятили, совершили благодарственный молебен и оставили на прежнем месте как местную святыню. Первые раскопки провел Н. И. Репников в 1905–1907 годах. Теперь можно было представить, как выглядел храм, и узнать его историю. Длина базилики 17 метров, ширина около 12 метров. С трех сторон здание когда-то окружала галерея. Пол нефов, нартекса и галереи украшала мозаика, сложенная из разных по величине и материалу плиток. Здесь использовали красные и желтые плитки из керамики, зеленовато-бурые из песчаника, голубовато-серые из мрамора и белые из полевого шпата. К храму примыкали хозяйственные помещения.
Базилика несколько раз перестраивалась и переделывалась. Возможно, впервые ее разрушили хазары после подавления ими восстания. Храм, в котором похоронили святого Иоанна Исповедника — идейного руководителя антихазарского восстания, они не могли оставить в целости. Но в тот раз базилику вновь отстроили в прежнем виде. В X веке она была вновь разрушена, возможно, пожаром. Монастырь выжил, но о былом величии приходилось лишь вспоминать. В этот раз храм долго лежал в руинах, может быть, его восстановили лишь в 1427 году. Теперь он выглядел не так, как в начале своего существования. Новое строение возвели на фундаменте средней части базилики, а боковые нефы и галерею превратили в хозяйственные помещения. В таком виде храм простоял недолго, его разрушили и сожгли турки во время захвата Южного берега Крыма в 1475 году. Но святое место не было забыто. Несколько позже здесь соорудили небольшую часовню с деревянной крышей. Она действовала до XVIII века, и только после выселения греков-христиан в Россию, с которыми ушли и монахи обители святых Апостолов, окончательно пришла в запустение.
Когда в 1869 году памятник был вновь открыт, его сохранность производила впечатление: стены стояли под два метра, на большой площади сохранялись наборные из плиток цветного камня полы. Памятник подреставрировали, вновь освятили, и под открытым небом здесь происходили многолюдные богослужения. В советское время о базилике предпочли забыть, а после того, как на его территории похозяйничали военные, от него вообще мало что осталось. Одно время считалось, что он погублен полностью и безвозвратно, но памятник оказался стойким. После новых исследований, проводившихся в 1990-х годах, над тем, что сохранилось, возвели павильончик, приспособленный для осмотра древнего храма.
Что касается захоронения в базилике святого Иоанна Готского, то его святые мощи так и не обнаружили. Н. И. Репников нашел нишу-аркосолий с тщательно замурованной гробницей, но при вскрытии она оказалась пустой. Эта выложенная мраморными плитами гробница, сохранившаяся в южном нефе базилики, могла предназначаться для останков самого святого Иоанна Готского.