Историческая экскурсия по ялтинской набережной
Формирование архитектурного ансамбля набережной в Ялте началось в 60-е годы XIX века. На склонах холма Дарсана формировался Новый город — аристократический центр. Его главная улица, пролегающая вдоль береговой полосы, в 1890-е годы получает название Александровской. Сегодня начало набережной — площадь имени Ленина.
На постаменте из красного гранита в центре площади возвышается бронзовая фигура — основателя советского государства В. И. Ленина (скульптор П. П. Яцыно, архитектор А. С. Фомин). Открытие памятника состоялось в январе 1954-года.
До революции на этом месте размещались полицейский дом, городские торговые лавки, станция казенных железных дорог. В довоенный период — Дом обороны и другие городские службы. У моря располагалось небольшое уютное здание Ялтинского отделения Крымско-кавказского горного клуба. Ялтинское отделение клуба сыграло большую роль в развитии экскурсионного дела на южном берегу Крыма. Его основателем и председателем с 1891 года был доктор В. Н. Дмитриев. По его инициативе в здании организовали музей и метеорологическую станцию. Здание горного клуба, построенное в 1902 году по проекту архитектора Н. П. Краснова, не сохранилось — разрушено во время оккупации Ялты. За горным клубом располагались спасательная станция, холерный барак, причальная буна для вывозки мусора в море, площадка разгрузки песка, камня и угля. Здесь же рядом располагались эллинг и караульная служба.
В наше время новые здания на площади им. Ленина возводились в едином архитектурном стиле, получившем в народе название «сталинский». Одну из сторон площади замыкает здание главпочтамта, построенное по проекту архитектора И. Г. Татиева в 1960 году. Здесь проявилось умение автора талантливо находить пространственные формы здания без архитектурных излишеств, которые тогда осуждались. Не отступая от классических приемов архитектурной науки, автор удачно размещает центральный вход на углу здания, а пластику фасада выполняет лаконично, применив равномерный ритм при размещении оконных проемов, дополнив простенки небольшими пилястрами высотой на три этажа.
Удачно найденный масштаб новых строений позволил тактично включить в архитектурный ансамбль площади и гостиницу «Крым», построенную в начале XX века архитектором Красновым для Мордвиновых. Небольшой сквер и зона отдыха с бассейном в центре площади, хорошо дополняют друг друга. В разное время в застройке площади принимали участие архитекторы П. А. Стариков, В. Н. Чернышев, О. К. Быстрова и другие специалисты.
Продолжая знакомство с набережной, обратим внимание на здание банка Россия. Это бывший Азовско-Донской коммерческий банк. Его строительство в конце XIX века было вызвано бурным развитием курорта и ростом его популярности как лечебного места. Фасад банка сохранил архитектурное убранство того времени, когда на смену классическому наследию пришли модерн, архитектурная эклектика и другие направления в искусстве и зодчестве.
Застройка набережной формировалась не одно десятилетие. В 1870–90-е годы в её облике появлялись здания, на первых этажах которых размещались торговые и питейные заведения, отдельно строились гостиницы. Одна из первых, достойно занявших место на берегу моря, — гостиница «Россия». Возводилась она по инициативе благотворительного «Общества распространения удобств жизни в Ялте», завершена в конце 1875 года. Строительством руководил А. Е. Струве, ему помогал инженер А. Л. Врангель и другие. В 1890-х годах перед гостиницей появились торговые ряды, в которых продавали модную мануфактуру и галантерею. С восточной стороны к отелю примыкали владения наследников графа Мордвинова. Сегодня на этом месте небольшой сквер, которому присвоено имя Н. А. Некрасова. В сквере, ближе к набережной, был устроен небольшой бассейн с декоративной скульптурой «Юность» (скульптор И. П. Шмагун) или «Купальщица», который застроили (он теперь внутри) и вопреки желаниям ялтинцев возвели 4-х этажный торговый центр.
До революции здесь же, неподалеку, у новых торговых рядов, на месте кафе «Ялос», находилась экскурсионная контора господина Бебеша. Для проживающих в гостинице «Россия» госпожа Кожурина при участии архитектора П. К. Теребенева устроила на берегу морскую купальню. Ниже гостиницы в 1890-е годы появились торговые ряды Н. Д. Стахеева (гастроном № 1). Проект составлен Н. П. Красновым в стиле эпохи Возрождения. Здание построено на землях, ранее принадлежавших городскому голове барону А.Л. Врангелю. В 1960-е годы из легких конструкций над гастрономом надстроили второй этаж для диетстоловой. К сожалению, ряды лишились видовой площадки и дореволюционного очарования. После развала СССР на месте столовой был открыт ночной клуб «Торнадо», который сгорел.
Некогда здесь же находились специальный магазин белья и дорожных вещей А. Донченко, винный подвал князя Л. Голицына и другое. Яркую и точную характеристику набережной дореволюционной Ялты дал в своё время А. П. Чехов. Он писал: «На набережной магазины, которым и в Париже не стыдно показаться, а в двух шагах кофейни, на ночь обращаются в ночлежные приюты для беспаспортных. И это символ всей жизни Ялты».
От гастронома № 1 берет свое начало улица Краснова (бывшая Кирова), получившая новое название в 1989 году в связи с юбилейной датой — 125-летием со дня рождения архитектора Н. П. Краснова. Напротив гастронома — небольшое двухэтажное здание Ялтинского территориального совета по управлению курортами профсоюзов — Ялтакурорт. Его фасады при реконструкции в конце XIX века обрели убранство модного стиля «модерн». Этот бывший особняк госпожи Мясоедовой много раз менял своих хозяев. В разное время его занимали под магазины и рестораны. В 30-е годы в нём размещались экскурсионное бюро «Крымбюро», контора акционерного общества и другие учреждения. На берегу моря, напротив улицы Аутской (Кирова, Краснова), стояла небольшая часовенка, решенная в русском стиле в память об императоре Александре II. Часовня с фронтонами треугольной формы со всех четырех сторон построена в конце 80-х годов по проекту Г. Ф. Шрейбера.
Пользовалась популярностью и гостиница «Мариино» К. Б. Бентковского (до 1996 года — корпус № 1 санатория «Киев»). Возведенная в 1880-е годы, она имела всего 27 комнат. В конце XIX века произвели её реконструкцию. По проекту Н. П. Краснова надстраивается третий этаж. Автор очень мягко решил общий облик главного фасада, объединив его архитектурными элементами (пилястры, колонны). Вместимость отеля увеличилась до 72 номеров. После землетрясения в 1927 году «Мариино» претерпела вторую реконструкцию. С крыши сняли поврежденные парапеты и декоративные вазы, исчезли балконы и выступающие наклонные пилястры.
В разное время на первом этаже гостиницы размещались оптический магазин, ювелирная и часовая мастерские, кондитерская Ю. В. Берне (затем Э. Флорена). У парадного входа установлена мемориальная доска, текст которой сообщает, что в июле 1928 года в гостинице останавливался А. М. Горький. Здесь же впервые встретились давно знавшие друг друга заочно два писателя — А. М. Горький и Н. С. Сергеев-Ценский, который, вспоминая эту встречу, написал: «И вот, наконец, гостиница «Мариино», и я поднимаюсь на второй этаж, на площадке лестницы стоят несколько человек, и все в белых рубашках, а между ними Алексей Максимович…»
Время и штормы унесли кафе-поплавок, которое находилось напротив гостиницы «Мариино». В разное время и разными людьми немало внимания уделялось укреплению береговой полосы. В 1870-е годы инженер П. И. Шишко подготовил проект по данному вопросу, осуществление которого ускорило освоение прибрежных земель и позволило продолжать застройку набережной. В начале 1890-х годов большая часть набережной разрушилась от сильного шторма. К выполнению восстановительных работ были приглашены инженеры В. Г. Тарасов, А. Л. Бертье-Делагард. Составленный ими проект со стоимостью работ более 1,5 млн. рублей остался в чертежах. Его осуществлению помешала война с Японией. Успели построить только подпорную стенку, часть которой сохранилась до наших дней.
Война 1941–1945 годов принесла много разрушений городу. В 1950-е годы набережная восстанавливается. Устраивается её второй уровень. Но от новаторских работ, предложенных в 1946 году московским архитектором А. К. Буровым по реконструкции набережной, пришлось отказаться из-за отсутствия средств. А. К. Буров предлагал провести приморское шоссе под набережной в двух уровнях. Нижний уровень — в тоннеле для движения транзитного транспорта с выходами на городские магистрали, к пляжу и морскому вокзалу. В стене тоннеля, обращённой к морю, предусматривались большие иллюминаторы для его освещения. Верхний уровень набережной превращался бы в Приморский бульвар. Работая над проектом реконструкции центра Ялты, Буров писал: «Нужно использовать всё, что нам дают современные знания, искусство, передовая техника и строить города не для площадей и ансамблей магистралей или автомобилей, а для людей». В благоустройстве набережной в 50–70-е годы принимали участие архитекторы П. А. Стариков, И. Г. Татиев, О. К. Быстрова, А. К. Федоренко, Э. М. Демидов, инженер Ф. Ф. Хоперсков и другие.
На набережную со стороны Дарсана выходит небольшая уютная улица Морская. До революции на углу набережной и ул. Морской находилась типография Петрова. Неподалеку размещались книжный магазин и библиотека Ю. В. Волковой. Далее, на углу Черноморского переулка, помешалась известная в городе аптека провизора Я. А. Левентона.
Застройка набережной продолжилась в 1886 году гостиницей «Франция» (гостиница была разрушена во время войны). В её строительстве принимал участие Н. А. Штакеншнейдер (1839–1902), пребывавший тогда в должности городского архитектора Ялты. Построенная гостиница принадлежала П. Г. Робину и Е. И. Рыбицкой. В отеле размешалось 45 хорошо меблированных комнат, окна которых были обращены в сторону моря.
Во дворе гостиницы в то время находилось первоклассное заведение с радоновыми ваннами господина Рофе. Здание было сооружено в мавританском стиле, там же помешалась и редакция газеты «Крымский курьер». Сейчас на этом месте построен VIP-отель «Вилла София». Считается, что памятник архитектуры не только сохранили, но и отреставрировали. Была восстановлена его главная ценность — входной портал и холл в марокканском стиле с лепниной из гипса, который был спроектирован Н. П. Красновым.
Постоянную рекламу гостинице «Франция» создавал расположенный на первом этаже книжный магазин-лавка И. А. Синани «Русская избушка». Лавка стала местом встречи ялтинской и приезжей интеллигенции. У входа в неё стояла небольшая удобная скамейка, прозванная «Чеховской». В 1970-е годы на месте бывшей гостиницы высажены сосны, образовавшие скромную аллею.
Далее набережная проходит у городского сада. Городской сад находится там же, где и раньше, но совсем другой. Он уже отметил свой первый вековой юбилей. Разбивка его начиналась в 1874 году, и вскоре сад стал любимым местом для прогулок горожан и гостей курорта. Центральная аллея сада соединила набережную с ул. Чехова (б. Виноградная). Во время летнего сезона в саду постоянно звучала музыка. Здесь же размещался курортный зал. С ростом курорта появилась необходимость увеличить территорию горсада. В 1880-е годы городская Дума выкупает небольшие участки соседних частных домовладений и прирезает их к саду. В городском саду работал театр. Но он был до того неказист и мал, что городские власти решают построить новый, более вместительный. В 1896 году состоялось открытие нового театра, возведенного по проекту Н. П. Краснова. Осенью 1900 года театр сгорел и на его месте в 1902 году открыли временный. Рождается идея строительства летнего театра. Разработка проекта поручается архитектору Л. Н. Шаповалову. В августе 1908 года театр со зрительным залом на 625 мест был готов. Последняя реконструкция интерьеров театра произведена во второй половине 1970-х годов под руководством архитектора Э. М. Демидова.
В 1988 году сооружается летний театр «Юбилейный».
В 1996 году в южной части городского сада построен ресторан «Белый лев» (архитекторы А. В. Мылов и Ю. Е. Семина).
Далее по набережной, рядом с горсадом, на углу ул. Екатерининской виден трехэтажный дом. Это северная часть бывшей гостиницы «С. Петербург», возведенная в начале века по проекту Н. П. Краснова в стиле «неоренессанс». Южное крыло гостиницы, со стороны набережной, во время войны было разрушено и разобрано после освобождения города.
В цокольной части здания сегодня находится кафе «У старого платана». Раньше здесь располагался модный мануфактурный отдел А. О. Майтопа и ювелирный магазин предпринимателя А. А. Сарибетова.
На углу набережной и ул. Екатерининской до революции находился театр «Одеон». В З0-е годы его переименовали в «Горн». Во время войны старое здание было разрушено. Рядом с ним в начале Пушкинского бульвара, находилась пансион-дача «Джалита». Трехэтажное здание пансиона построено в начале XX века по проекту архитектора Н. П. Краснова. Пансион, устроенный в модном швейцарском стиле, имел 150 просторных номеров, новейшее оборудование и мебель по образцам лучших европейских отелей. В 1920-е годы в «Джалите» организуется новый пансион. В 1930-е годы он получает статус санатория им. Сталина. Во время войны здание санатория получило повреждения и впоследствии было разобрано. На его месте сформировался сквер им. Калинина.
Напротив, ближе к морскому берегу, в начале XX века существовал небольшой сквер, названный Александровским в честь императора Александра III, который скончался в Ливадийском имении в октябре 1894 года. На набережной 27 октября состоялся поминальный обед в честь усопшего императора. Городская Дума предлагала поставить в сквере мраморный бюст Александра III. По разным причинам предложение не было реализовано.
В 20-е годы народной властью в сквере был установлен один из первых в Ялте памятников В. И. Ленину. В период военных действий памятник демонтировали, чтобы уберечь от фашистских оккупантов, но он до сих пор не найден.
В 1960-е годы в сквере появились декоративные солнцезащитные грибки. В 1970-е годы произведена их реконструкция. По соседству с ними в 1997 году восстановлено кафе «Варшавская молочная».
От набережной перед не широким мостом вдоль речки Учан-Су распростерся старый Пушкинский бульвар, которому уже исполнилось 125 лет. Его 800-метровые аллеи уютно тянутся вдоль речки до следующего моста у кинотеатра «Спартак».
Ливадийский не широкий мост через речку Учан-Су был реконструирован в конце 70-х годов XX столетия (по проекту инженера Л. В. Троцюка). За мостом набережная продолжается до Приморского парка.
На правом берегу речки расположена гостиница «Ореанда» (архитектор А. Н. Бекетов). Она принадлежала генералу А. Н. Витмеру. Отслужив три четверти века, гостиница как бы исчезла в начале 1980-х. На её месте в стиле модернизированной классики в 1984 году появилась новая «Ореанда» на 234 места. Кроме удобных номеров (их 219) в ней имеется конференц-зал, ресторан и банкетный зал, оригинальный плавательный бассейн. Гостиница оборудована мебелью в стиле ретро. Комплекс возведен по проекту югославских и советских специалистов (авторы: А. Т. Полянский, 3. Радосавлевич).
А на берегу, как бы собираясь уйти в морские просторы, застыл на пьедестале парусник «Испаньола», получивший прописку здесь в 1972 году.
Бригантину «Hispaniola» специально создали в Ялтинской киностудии для фильма Евгения Фридмана «Остров сокровищ» в 1970 году. В красавицу бригантину «Испаньола» превратилась из трудовой черноморской рыболовецкой парусно-дизельной шхуны с грозным именем «Клим Ворошилов». Автор проекта переоборудования шхуны научный сотрудник Военно-морского музея в Ленинграде Андрей Ларионов.
После съемок фильма «Остров сокровищ» бригантину задействовали в фильмах «Русалочьи отмели» и «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Однако инспекторы Морского регистра настаивали на современной доработке судна и победили. Бригантина «Hispaniola» превратилась в ресторан. Сейчас на его палубе и в трюме работает кафе.