Пещеры Инкермана
«Перо или кисть напрасно бы тщились дать представление обо всем том, что поразило наши взоры в Инкермане. В скалах вокруг оконечности залива высечены часовни, монастыри, кельи, склепы и бесконечное количество других сооружений, которые поражают и приводят в замешательство зрителя», — таким высоким слогом передавал своим впечатления профессор из Кембриджа Кларк, в обществе Палласа совершавший одно из первых путешествий по Крыму после присоединения его к России.
Пещерная внутрискальная архитектура будила изумление путешественников не только Запада, но и Востока. Автор «Книги путешествий» Эвлия Челеби так передавал впечатление о скалах Инкермана, окружающих долину Черной речки:
«С двух сторон от ущелья (долины Черной речки — ред.), на скалах, тянущихся к небу, есть пещеры, вырубленные в скалах, с галереями, с отстроенными очагами и трубами, расположенные ярусами; редкостные пещеры, как будто они вышли из-под топора Фархада, разрубающего скалы. Увидевший их сын Адама в удивлении прикладывает палец к устам, это удивительные и поразительные скалы. По воле Всевышнего Бога в те древние времена твердый камень был покорен людям, и они резали его как сыр. Они вырезали по своему усмотрению дворцы, жилища и диван-хане. Известное что в древние времена Инкерман был большим городом, и теперь количество здешних пещер знает только Бог. Поэтому этот город зовут Инкерманом. На татарском языке ин — это пещера».
Европейские путешественники, в том числе русские, активно посещавшие Крым после присоединения его к России, — люди образованные, хорошо знакомые с трудами античных авторов, бывали в особенности поражены видом пещерных городов. Одни приписывали их создание древнейшим насельникам здешних мест — «троглодитам» (так в античных сочинениях называли древних людей, обитавших в пещерах). С этой точкой зрения соседствовала другая, согласно которой пещерные поселения были делом рук монахов-пустынножителей.
Пещерные монастыри Инкермана
В скалах Инкермана сосредоточено, пожалуй, наибольшее количество пещерных монастырей (исследователи называют восемь монастырских комплексов и не менее тридцати церквей). Условно их можно разделить на три большие группы, внутри которых выделяются отдельные комплексы.
Храмы Монастырской скалы
- в обрыве крепости Каламита — самый обширный монастырь, где насчитывается более двух сотен помещений, из них девять церквей;
- «Церковь в Каламите» — на плато Монастырской скалы;
- храм «Атка» (по имени погребенного);
- скит вокруг храма св. Евграфия.
- «Армянская» церковь.
Загайтанская скала
Пещерные сооружения состоят из двух комплексов:
- в восточной части — монастырь из девяноста шести помещений, включая девять церквей;
- на юго-западном краю — монастырь из двадцати пяти помещений с двумя церквами.
Левый берег реки Черной
- монастырь св. Софии (Каменоломный овраг) — двадцать два помещения, четыре церкви;
- скит напротив станции Инкерман из десяти помещений с одной церковью;
- скит в Георгиевской балке из шести келий вокруг одной церкви;
- скит в Троицкой балке — шесть келий вокруг одной церкви;
- скит на Северной стороне — несколько келий, одна церковь.
Все эти монастыри, вероятно, пережили не один период подъема, включая период гонений на ранних христиан, период иконоборчества и период расцвета княжества Феодоро. Они начали приходить в упадок после турецкого завоевания и запустели после выселения христиан из Крыма в 1778 г. В 1850 г. русское правительство наряду с другими христианскими древностями возобновляет и Инкерманский монастырь, посвятив его памяти св. Климента. В 1926 г. он закрыт и возобновлен в начале 90-х гг.