Монастырь святой Софии

Монастырь св. Софии (Инкерман)
Пещерный монастырь св. Софии. Инкерман

Монастырь св. Софии расположен на западной стороне Каменоломного оврага в Инкермане. В нем известно 22 помещения. Комплекс находится рядом с дорогой, включает несколько пещерных церквей, и поэтому упоминания о нем часто встречаются в литературе.

На момент присоединения Крыма к России комплекс был заброшен. До Крымской войны здесь находились пороховые склады. Недалеко отсюда 24 октября 1854 г. развернулось знаменитое Инкерманское сражение, унесшее жизни около 20 тыс. человек. К пятидесятилетию обороны Севастополя, по желанию Великого князя Алексея Михайловича, храм был восстановлен. Эта «реставрация», произведенная в 1905 г. архитектором А. Вейзеном, привела к значительному искажению первоначального облика. Сильно пострадал монастырь и в период Великой Отечественной войны.

Сценарий развития данного монастыря следующий: возникнуть он мог в XIII в. как небольшой скит в Каменоломном овраге. Его древнейшей частью является комплекс вокруг храма № 4. Впоследствии, получив влиятельных покровителей, скит превращается в крупный монастырь. Тогда сооружается главный храм, образцом архитектуры которого, вероятно, мог быть один из храмов Херсонеса, а наиболее поздней, скорей всего, была часовня № 3. Если предположение о сходстве внутреннего декора с мангупским верно, то она была высечена не ранее начала XV в.

В монастыре существовало 4 церкви, которые окружали 22 пещерные кельи.

В процессе существования монастыря его монахи основали три скита — у станции Инкерман-1, в Георгиевской и Троицкой балках.

Монастырь св. Софии (Инкерман)
Пещерный монастырь св. Софии. Инкерман

Исследование

Описания комплекса встречаются уже у П. Палласа, он же первым сообщает о разрушениях в главном храме. Подробные сведения о монастыре оставил З. Аркас. Он подробно характеризует вход в комплекс, главную церковь и часовню. Интересно его сообщение, что в малой церкви «весь плафон и алтарь расписаны были масляными красками, но лики образов теперь различить невозможно, с боков заметны надписи на греческом языке, которые истерлись». Таким образом, З. Аркас пишет о двух монастырских церквах — главной и часовне.

Интересные данные содержит описание Д. Струкова: «На противоположной стороне Инкерману, чрез Черную речку, на углу скалы, есть три долбленные храма. Один устроен в боку лестницы, ведущей во внутренность скалы: далее по коридору другой храм, имеющий потолок в форме правильного свода, квадратной формы, но к сожалению алтарь отвалился от скалы. Третий храм рядом с предыдущим к югу, меньший, имеющий престол у стены, под отверстием окна: жертвенник изсечен в нише северной стены алтаря отделенного алтарною преградою, которая судя по сохранившимся остатками была высотою 1 арш. 6 верш, с одним отверстием для входа в алтарь».

Следовательно, художник сообщает о трех храмах — одном, расположенном по ходу коридора, и двух во втором ярусе.

Подробно монастырь св. Софии рассмотрел А. Бертье-Делагард. Он опубликовал описание комплекса и его архитектурные обмеры. Исследователь упоминает две церкви, а существование еще одной предполагает. Датирует он монастырь XIV–XV вв., а надписи в часовне — еще более поздним временем. Главный храм монастыря, по мнению ученого, один из древнейших среди пещерных храмов.

Не обошли вниманием монастырь И. Толстой и Н. Кондаков, которые отметили, что главный «храм выдолблен в виде греческого креста, перекрытого плоским куполом» и является самым большим и роскошным из всех пещер.

Обратил внимание на данный монастырь и Н. Репников. В «Материалах к археологической карте…» он описывает три храма в верхнем ярусе, причем главную церковь датировал XIII, «а может быть даже XII в.».

В. Латышев кратко упомянул ряд греческих надписей в часовнях.

Монастырь св. Софии. План
План комплекса по А. Л. Бертье-Делагарду

В настоящий момент видно, что в первоначальный комплекс вели два входа. От одного со стороны реки осталась только часть лестницы. Другой, ныне сохранившийся, вел из Каменоломного оврага. По обе стороны его вырублены кельи и хозяйственные помещения. В них еще в конце XIX в. жили люди. Из коридора имелся выход на верх скалы.

На скорее всего, в монастыре, в период его функционирования, церквей было четыре.

По своей планировке: туннель, вырубленный в скале, расположение храмов, обработка — данный монастырь ближе всего к монастырю св. Климента и, может быть, к Успенскому в первоначальном виде, и частично, к Шулдану. По внутренним пространственным объемам главный храм (высокие потолки) напоминает большую церковь Шулдана.

По своим архитектурным особенностям крестообразная церковь св. Софии не имеет аналогов в скальной архитектуре Крыма. С другой стороны, подобная планировка известна в церквах Херсонеса. Здесь выделяются пять крестообразных храмов. Однако их датировка в литературе получила неоднозначное толкование. Например, храм с ковчегом А. Якобсон датировал VI в., О. Домбровский — XI–XII вв. К этой дате склоняется и А. Романчук. Нет ясности и с датировкой загородного крестообразного храма.

Однако совершенно очевидно, что большинство этих сооружений продолжали существовать до конца жизни в Херсонеса.

Кроме Херсонеса, подобные церкви известны под Мангупом и Баклой. Последняя датируется XI–XII вв. Что касается мангупской, то В. Мыц относит ее строительство к IX в., Ю. Лосицкий — к XI–XII вв.

По мнению Ю. Лосицкого, крестообразные храмы наиболее характерны именно для XI–XII вв.

Подобные культовые постройки были широко распространены в византийских провинциях. В Греции они строятся в XI–XII вв., в Болгарии относятся к XI–XIV вв.. Близкая инкерманской, церковь конца XIII–XIV вв. известна в Боломан-кале в Понте.

Для эпохи Палеологов подобное архитектурное решение также не редкость.

Часовня № 3, служившая местом погребения, является типичной для византийской церковной архитектуры, в частности для пещерных монастырей Каппадокии.

Как уже отмечалось, карниз часовни № 3 аналогичен карнизу храма южного монастыря Мангупа.

Таким образом, среди архитектурных аналогий монастырю св. Софии встречаются в основном памятники XII–XV вв. Учитывая, что монастырь расположен на открытом месте и практически не защищен, а также значительные его объемы, для сооружения которых требовались немалые средства и влиятельные покровители, скорее всего его, вслед за Бертье-Делагардом, следует датировать XIV–XV вв., по крайней мере, основную часть, хотя не исключается и XIII в.