Рисунки охрой
Рисунки охрой в Алимовой балке — небольшой скальный навес в Крыму с композицией рисунков, выполненных растертой на животном жире натуральной краской — охрой. Аналогичная по манере и технологии исполнения «галерея» изучена археологами и на правом борту Качинского каньона (в ущелье Таш-Аир), можно предположить об одновозрастности этих изображений и датировать их вторым тысячелетием до нашей эры. К сожалению, даже, несмотря на уединенность и труднодоступность навеса с рисунками, современные «Геростраты» добрались и сюда — значительная часть наскальной росписи навсегда уничтожена…
В 1983–84 годах известный крымский археолог А. Щепинский вместе с группой научных работников и помогавших им школьников из археологического кружка, тщательно обследовал все скальные стенки Алимова урочища. В результате этой кропотливой работы было обнаружено несколько интересных памятников, в том числе уникальные древние рисунки, нанесенные охрой. Они были, пожалуй, самой ценной находкой. Подобных памятников в Крыму единицы. Петроглифы находятся у подножья одного из скальных обрывов, где на сравнительно небольшой площади было обнаружено три группы рисунков. Надежно укрытые в лесных зарослях от посторонних глаз, они пережили тысячелетия. Красная охра потускнела от времени. Лишь одна из этих групп сохранила яркость краски, другая — значительно бледнее, третья вообще слабозаметна и разглядеть что-либо можно лишь вплотную приблизившись к скалам.
Все три группы петроглифов, расположены на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга и, возможно, являлись частями единого пиктографического комплекса, наподобие панно Таш-Аира.
Разобрать, что было изображено на рисунках первой группы очень сложно. Краска их, хоть и хорошо сохранила свою яркость, во многих местах осыпалась, оставив на скале лишь невразумительные фрагменты. Слева — какая-то криволинейная фигура, не то солярный знак, не то план какой-то постройки, справа — остатки изображения человека. Ясно видны ноги и нижняя часть юбки. Что было изображено выше человека, вообще, непонятно.
Краска рисунков второй группы выцвела настолько, что они едва заметны, но зато у изображений четкие контуры, позволяющие различить всадника на коротконогой, длинноухой лошаденке и нескольких мужчин с невероятно длинными руками и короткими ногами, а может просто одетых в балахоны с рукавами до земли.
Третья группа изображает двух женщин с пышными прическами, исполняющих ритуальный танец. Рядом — странная и довольно схематично изображенная фигура.
Рисунки Алимовой балки имеют много сходного с петроглифами Таш-Аира. И те и другие создавались представителями одной культурной общности — кемиобинцами, населявшими крымские земли в конце 3 — начале 2 тысячелетия до н.э.