Щепинский Аскольд Александрович
Аскольд Александрович Щепинский — археолог, историк, краевед, создатель Музея археологии Крыма, автор путеводителей.
Человек неукротимой энергии, прирожденный исследователь, он внес неоценимый вклад в изучение древнейшей истории Крымского полуострова. Ему принадлежит честь открытия нескольких десятков палеолитических памятников (в том числе и самых древних — домустьерских), кизил-кобинской культуры, сокровищ сарматской царицы в Ногайчинском кургане и многое другое. Некоторые свои находки он старался не особенно афишировать (такое было время…). Речь идет о самых загадочных и необъяснимых наскальных рисунках, петроглифах, сохранившихся на скалах Предгорья.
Щепинский родился 16 октября 1926 г. в Симферополе. Родители — были из «бывших»: мать — дворянка, отец — сын потомственного почетного гражданина. 21 мая 1997 года после тяжкой болезни Аскольд Александрович ушел из жизни.
Одна из тем, особенно интересовавших Аскольда Александровича в последние годы жизни, дерзко выходила за рамки классической науки: палеоконтакты, посещение нашей Земли представителями инопланетного Разума. Его считанные публикации на эту «скользкую» тему конечно же сразу произвели сенсацию, однако развить свои идеи ученый, к сожалению, не успел…
Будучи истинным ученым-полевиком, А. А. Щепинский постоянно находился в маршрутном поиске. На абсолютно «антинаучные» мысли ученого натолкнули резные наскальные изображения — петроглифы (от грея. petros — камень и glyphe — резьба), обнаруженные им еще в 60-е годы прошлого века в ряде гротов Внутренней гряды. Авторам довелось своими глазами увидеть и сфотографировать некоторые из этих древних, глубоко процарапанных на камне рисунков — они действительно потрясают человеческое воображение.
На одном из них изображен человек… в скафандре. Точно таком же, в каких сейчас отправляются в полет наши космонавты и американсжие астронавты. Изображение огромных размеров, гораздо крупнее фигуры человека. Отчетливо видны шлем, скафандр, особо прорисовано место их соединения. Невидимый из долины, заросшей густым лесом, «космонавт» распластался на каменном полу у самого выхода из грота и словно пристально вглядывается куда-то ввысь…
Насколько помнится, практически такое же изображение «космонавта» возрастом более 5 тысяч лет было найдено в Северной Африке. Тогда весь мир вздрогнул и затаил дыхание от неразгаданных доныне фресок Тассили!
«Предыстория… восходит к 1933 году, когда офицер колониальных войск лейтенант Бренан проник… в глубину одного из каньонов Тассилин-Аджера. Однажды Бренан… заметил на отвесной скале… странные рисунки… обнаружил один из самых изумительных ансамблей доисторических петроглифов, — написал в 1958 году первый исследователь фресок профессор Анри Лот. — …Наиболее замечательны… изображения, относящиеся к типу «марсиан», — «круглоголовых» человеческих фигур.
Трудно представить себе более величественное зрелище. Грандиозное обрамление — нависшая над нами скала еще более усиливает чувство замешательства перед неведомой тайной. Рядом с возвышающейся во весь рост фигурой мы кажемся себе пришельцами, осквернившими вторжением священное место, храм, воздвигнутый в честь примитивного божества. Во всем облике фигуры есть что-то чудовищное…».
Не высказывая провокационных идей прямо, самый крупный наскальный рисунок «круглоголового» А. Лот назвал «Великим марсианским богом». До сих пор неизвестно: была ли это шутка, опознавательный ярлык или осторожный намек ученого…
Схожесть изображений «Великого марсианского бога» из Тассили и «космонавта» из Крымского Предгорья просто поразительна. Методом протирки петроглифа через бумагу мы с изумлением обнаружили, что в деталях совпадают даже некоторые элементы «шлема», расположение рук, отсутствие нижней части изображения. Что это — простая случайность разнесенных во времени и в пространстве доисторических культур Африки и Крыма? Ведь еще Анри Лот высказывал предположение о наличии загадочной связи культур Сахары эпохи неолита с Восточным Средиземноморьем, крайней северо-восточной оконечностью которого является Крымский полуостров.
…Другая не менее загадочная находка А. А. Щепинского — целая «галерея» петроглифов. В этой каменной экспозиции наряду с вполне реальными сюжетами присутствует изображение, «летающей тарелки», от которой расходятся лучи… Все попытки альтернативной интерпретации окончились тупиком: ни на что другое рисунок не похож… Разве что на удава, проглотившего слона у Сент-Экзюпери. Впрочем, читатель тоже может принять участие в решении головоломки из серии «что изображено на этой картинке?».
Авторам трудно отказаться от соблазна высказать по поводу этих изображений самые фантастические предположения. А собственно, почему бы и в самом деле не допустить, что древние обитатели Предгорья оставили нам пиктографические послания, документальные свидетельства встречи с инопланетным Разумом, произошедшей 5 тысяч лет назад? Ведь не только серьезные ученые, но даже святые отцы Церкви в принципе не отрицают такой возможности.
«Невозможно допустить, что все бесчисленные звездные миры были только грандиозными массами мертвой материи, чтобы мир живых существ обрывался на человеке… Что мешает допустить, что небесные тела служит местом обитания бесчисленных живых разумных существ?..»