2-й этаж Ливадийского дворца
Интерьеры второго этажа Ливадийского дворца создавались и оформлялись в полном соответствии со всеми требованиями новой архитектуры модерна. Это проявилось и в их планировке, и особенно в отделке, которая частично сохранилась до наших дней. Краснов пытался жилым комнатам второго этажа придать более интимный характер.
Жилые комнаты
Парадные залы дворца в основном сохранили свою первоначальную отделку. Их пять, так как проектировался и строился дворец для отдыха семьи, а не для официальных приемов. Личные покои царской семьи располагались на втором этаже.
Оформление жилых помещений выполняли «согласно приложенным рисункам и образцам дерева из своих материалов и своими рабочими» петербургские, московские и крымские предприятия, фабрики, мастерские.
Здесь иной композиционный строй интерьеров, выдержанный в основном в стиле модерн. Для отделки Н. П. Краснов широко использовал выпуклое стекло, заполняющее мелкую решетку оконных переплетов и дверей, кованый металл, дерево, натуральный камень и новые отделочные материалы — майолика, изразцы, облицовочные плитки. Устройство широких арочных проемов, большие окна, введение цвета в интерьер, витражи придают 2-му этажу особую цельность и выразительность, свойственную модерну.
Фабрики и фирмы, которые оформляли деревом интерьеры залов дворца, выполняли заказы и на изготовление мебели. Вся она была выполнена по рисункам Н. П. Краснова из того же материала, который использовался для отделки каждой комнаты. Архитектор стремился связать стилистически декоративное решение интерьеров, мебели, предметов прикладного искусства — подчинив все единому «лейтмотиву».
Интерьеры 2-го этажа, отделанные в стиле «модерн», сохранившиеся в таком объеме, имеют большую художественную ценность. Им присуще единое художественное решение элементов декора в каждом зале и мастерство исполнения.
В залах 2-го этажа — личных покоях царской семьи — размещена музейная экспозиция «Романовы в Ливадии».
Картины, мебель, фотографии и письма, альбомы, книги и некоторые вещи позволяют рассказать о высочайших приездах в любимое южное имение, некоторых традициях и обычаях жизни на отдыхе, о быте, вкусах, отношениях в семье последнего русского самодержца.
Материалы Вводного зала экспозиции рассказывают об истории царского имения «Ливадия», его владельцах. Подлинные чертежи архитектора Н. П. Краснова, эскизы на изготовление мебели и отделку некоторых залов позволяют говорить об особенностях архитектуры здания и оформлении внутренних комнат. На подлинных фотографиях И. Семенова — некоторые моменты строительства Ливадийского дворца.
Рабочий кабинет императора
«Я в восторге от своего верхнего кабинета!» — воскликнул Николай II, когда увидел его.
В кабинете хорошо найдены пропорции большого помещения с эркером. Этому же подчинено крупное членение панелей и простые объемные формы камина, высеченного из диорита. Плавные, мягкие линии камина соответствуют принципам модерна. Архитектор удачно решает интерьер и в цвете — неполированный диорит бледного серо-зеленого оттенка, темная бронза в обрамлении камина, теплый тон мореного кленового дерева и серая обивочная ткань — все сдержанно и соответствует назначению комнаты и вкусам эпохи модерн: «представлениям о цветовой гамме мужского кабинета».
Заказ на деревянное оформление комнаты был поручен мебельной московской фабрике К. В. Зибрехта.
В рабочем кабинете императора — большой кожаный альбом «Сооружение нового Большого дворца в имении Его Императорского Величества «Ливадия» 1910–11 г.». Эти фотографии, выполненные в фотоателье И. Семенова в Ялте, — отчет о ходе строительных работ в Ливадии за каждый месяц с начала до окончания строительства.
Подлинные фотографии работы фотоателье К. Е. Гана, Л. И. Иваницкого, К. К. Буллы и других запечатлели приезды семьи в Ливадийское имение, посещение Севастополя, празднование 300-летия Дома Романовых. Серия фотографий с выпускниками военных и казачьих училищ сделана у стен Ливадийского дворца.
Интересны четыре графических листа работы Ф. Горшельда (1829–1871), украшающих кабинет Николая II. Академик батальной живописи лучшие годы своей художественной деятельности посвятил изображению подвигов русского солдата. Он принимал участие в боевых действиях на Кавказе. В 1861 году Горшельд был приглашен сопровождать прибывшего на театр военных действий Александра II. Пишет для высоких заказчиков и для друзей страницы военной истории.
Привлекает внимание ковер ручной работы с изображениями императора Николая II, императрицы Александры Федоровны и цесаревича Алексея (подарок персидского шаха царской семье к 300-летию Дома Романовых). Дар музею от барона Эдуарда Александровича Фальц-Фейна (графство Лихтенштейн).
Опочивальня их величеств
Стремясь опочивальню сделать более интимной, создать в ней атмосферу покоя, Краснов проектирует оформить ее панелями и изготовить мебель из белого лакированного дерева. Внутри мебель отделывалась светлым кленом. Центром декоративного оформления комнаты стал камин, обрамленный этажеркой с открытыми полочками и шкафчиками кленового дерева (сохранился). Над камином — зеркало с фацетом. Камин отделан зелеными майоликовыми изразцами, которые оттеняли белизну всего цветового решения комнаты.
Изо всех помещений 2-го этажа можно было выйти на балконы. Из этой комнаты и соседней библиотеки двери ведут на широкий южный балкон, который использовался Романовыми как место семейных обедов и вечерних чаепитий.
Семейные фотографии в спальне Их Императорских Величеств рассказывают об истории семьи Николая II, представляют близких и родственников семьи Романовых. Здесь же экспонируется часть так называемого Драконовского гарнитура, изготовленного в начале XX века.
Библиотека
Для библиотеки Краснов проектирует изготовление из красного дерева трех книжных шкафов с полками, стеклянными и деревянными створками. Шкафы опоясывали комнату, создавая впечатление высоких панелей. Для южного узкого простенка была изготовлена этажерка. (В настоящее время третий шкаф отсутствует, чем нарушается художественный образ комнаты, задуманный архитектором).
Обращает на себя внимание серия акварелей австрийского художника Р. Альта (1812–1905). Живописец много путешествовал, посетил Крым, запечатлел архитектурный облик Ливадии 60-х годов XIX века, представив потомкам образ имения, созданного И. Монигетти.
С семьей Романовых были связаны два брата Боткиных, имена которых хорошо известны отечественной науке и культуре. Врач-клиницист Сергей Петрович и Михаил Петрович — академик истории живописи, коллекционер, составитель экспозиции каталога музея Русского искусства Александра III в Петербурге. Работы М. П. Боткина входили в коллекцию живописи семьи Романовых. Пейзаж, украшающий библиотеку, был написан в Массандре, позже ставшей имением Романовых. Из художественной коллекции семьи — и полотно художника Дмитриева «Берег Ливадии».
Рабочий кабинет императрицы
Отделку интерьеров личных покоев императрицы выполняли мастера Санкт-Петербургской фабрики Ф. Мельцера, которая работала над декором парадных залов (парадный кабинет императора, ожидательная, диванная).
В отделке этих комнат использовались светлые породы деревьев, для того чтобы комнаты, предназначенные для императрицы, сделать более светлыми и нарядными (кабинет — ясень, гостиная — светлый клен).
От отделки кабинета остались простые филенчатые панели. На их фоне хорошо выделяется камин, облицованный кафельными белыми плитками и обрамленный этажеркой из ясеневого дерева. В верхней части этажерки вмонтировано овальное зеркало, формы которого соответствуют стилю модерн.
Из этой комнаты можно было спуститься в парк по наружной лестнице, которая с балкона — бельведера ведет к восточному фасаду.
В комнатах Александры Федоровны привлекают внимание нежные акварели Ф. Волкова. Такие произведения члены семьи Романовых приобретали на вернисажах, отдавая предпочтение реалистическому пейзажу. Императрица Мария Федоровна, пополняя семейное собрание живописи, часто приобретала акварели Альберта Бенуа. Лирические пейзажи соответствовали вкусам времени.
Характерными для периода модерна были и литографии, также украшающие семейные покои, сюжеты которых художники черпали в мифологии, Евангелии. Это «Мадонна-Утешительница» (1877 г.), «Мадонна с ангелами» (1889 г.), созданные В. Бугро, «Мадонна» Е. Вейта и др.
Привлекает внимание акварель работы придворной художницы Е. Самокиш-Судковской «Императрица с детьми в Ливадии» и полотно И. Крачковского «Ливадия. 1898 г.»
Серия подлинных фотографий в рабочем кабинете императрицы запечатлела благотворительные базары, которые традиционно устраивали во время пребывания царской семьи в Ялте с обязательным участием самой Александры Федоровны и великих княжон.
Гостиная (будуар) императрицы
Особым изяществом форм и легкостью пропорций отличается гостиная императрицы, где классическим колоннам придана своеобразная форма, соответствующая стилю модерн. Теплый тон шелковистой текстуры кленового дерева, красивые детали в декоре создают радостную атмосферу.
Будуар императрицы украшают радующие взор «Ливадийские розы», «Ливадийская глициния» работы М. Шнейдер. Представлены рояль немецкой фирмы «Беккер», заказанный для комнат Александры Федоровны, и трехстворчатый шкаф, дверцы которого декорированы стеклянными вставками. Ваза с пейзажной росписью, изготовленная в 1904 году на императорском фарфоровом заводе, — характерный образец разработки стилистики модерна начала XX века.
Малая семейная столовая
Оформление комнаты выполнялось мастерами ялтинской столярной мастерской А. Шиллинга, использовано тисовое дерево. Камин декорирован керамической плиткой и темной металлической обкладкой, напротив него — буфетный шкаф с оригинальными резными деталями. Панели простых форм с крупными членениями.
Классная великих княжон
Отделка дубом выполнена петербургской фабрикой «Венской мебели Якова и Иосифа Кон».
В комнатах великих княжон — на четырех акварелях уголки Ливадийского парка. (Работы дочерей Николая II — Татьяны и Ольги и работы их учителя Н. П. Краснова.)
Представлен сохранившийся мебельный гарнитур, выполненный мастерами фабрики Ф. Тарасова. Стены украшают литографии с картин русских художников и фотографии, на которых прогулки и купания, проказы и шалости, минуты умиротворения и счастья. Выполненные официальными фотографами и членами царской семьи, они запечатлели беззаботные лица детей, счастливую домашнюю атмосферу, радость от встречи с «милой Ливадией».
Органично вписались в интерьер, украшая жилые комнаты царской семьи, фотографии и книги, письма, альбомы, картины и вещи: дополняя друг друга, они позволяют понять и воссоздать отдельные события, почувствовать настроение, характеры, привязанности членов царской семьи, их «тоску по Крыму», которая оставалась всегда.
Еще одна классная великих княжон, их спальни, гостиная. Большая гостиная следуют далее по коридору. В этих помещениях — художественный отдел, где экспонируются периодически сменяемые художественные выставки.
В одном из залов — постоянная экспозиция коллекции «Воспоминание о Крыме» народного художника Украины ялтинского живописца Якова Александровича Басова (1914–2004). 87 великолепных акварелей были переданы в дар музею в 1999 году.