Массив Бойка

Массив Бойка с трассы Бахчисарай — Соколиное
Массив Бойка с юго-востока (фото сделано с северной кромки Ялтинской яйлы). Три выдающиеся скалистые вершины слева направо: Куш-Кая, Караул-Кая, Сотира

Бойка (Бойко, Богатырь, Биюк-Оба) — горный массив в Крыму, лежащий над селом Соколиным. От Главной гряды Крымских гор Бойку отделяет глубокое ущелье Большого каньона, длина его окружности свыше 60 километров. Юго-восточный край Бойки переходит в длинный узкий хребет, ведущий на Ай-Петринское плато. Платообразная вершина массива круто обрывается скалистыми стенками к предгорью.

С востока Бойку омывает река Бельбек, берущая начало у его подножия, а с запада из Большого каньона вытекает река Голубая (Коккозка). Общая площадь массива — более 300 км², высота 1172 м. Покрыта лесной и горно-луговой-степной растительностью, на склонах — буково-грабовый лес. Сложена известняками. Объект туризма.

Происхождение названия

По одной из версий, название массива происходит от древнеиранского «Пойка» — «луг», «пастбище». Впрочем, существует мнение, что название «Бойка» — вариант тюркского «Биюк-кая» — «большая скала». Хотя, название «Пойка», или даже «Почтенная Пойка» упоминается в средневековых источниках. Вообще, топонимика Бойкинского массива достаточно интересна. Самая высокая гора массива носит название Сотира — в переводе с греческого — «Спаситель». Гора, возвышающаяся над долиной Коккозки — Курушлю — в переводе с тюркского — «стража». Ручей, стекающий с Бойкинского массива и впадающий в русло Большого Каньона, носит название Йохаган-су — в дословном переводе — «нет власти хана», «неподвластный хану». Источник Пания в Большом Каньоне — «Панагия» — «Всесвятая». Сами названия говорят нам об обжитости этих мест с древнейших времён.

Массив Бойка
2 фотографииПосмотреть
Восточные вершины Бойковского массива, наблюдаемые с юга (с горы Рока, Ай-Петринская яйла). В центре выступает вершина Караул-Кая, за ней и чуть левее — Сотира
Большой каньон Крыма. Вид с массива Бойка

Описание

Бойка состоит из пяти вершин, обращенных в разные стороны, а лесистые склоны скатываются внутрь массива к глубокой котловине, наклоненной к руслу каньона. Высоты называются: Курушлюк (1026 м) — длинный скалистый кряж, начинающийся у устья Большого каньона и тянущийся над Ай-Петринским шоссе и долиной речки Голубой; гора Богатырь (1087 м), с мощными скалами, вздымается над деревней того же названия, расположившейся на западном склоне массива; гора Сотира (1172 м), или Спаса — самая значительная из высот Бойки (она повернута северными обрывами к селу Нагорному, а ее восточные утесы смотрят на дорогу в село Зеленое, проходящую у их подножия). Высота Караул-Кая (Сторожевая скала, 1134 м) обращена обрывистым краем на восток к селу Счастливому. Гора Кош-Кая (Соколиная скала, 1107 м), скалистая сторона ее возвышается над селом Ключевым. От горы Кош-Кая отходит на юго-восток узкий хребет, связывающий Бойку с яйлой.

Еще сравнительно недавно среди жителей окружающих Бойку деревень ходили легенды, которые невнятно повествовали о том, что когда-то на Бойке был большой город, якобы разгромленный турками. Легенды эти подтверждались беглыми описаниями, сделанными в 1883 г. В. X. Кондараки, который застал здесь еще хорошо видимые крепостные стены, ров, руины большого храма. И только археологические исследования О. И. Домбровского позволили воссоздать общую картину жизни на Бойке в средневековье.

Бойка была хорошо укреплена. Стены на перевалах, сложенные из бутового камня на известковом растворе, надежно прикрывали поселения, расположенные на ее территории. Но обитатели этих мест полагались не только на высоту и крепость стен; для защиты поселений со стороны самого уязвимого места — Коккозской долины — было построено два укрепления. Они входили в систему искусственных сооружений и естественных препятствий, запиравших урочище. Одно из укреплений было расположено на плато Курушлюка, второе ниже, на неприступном скалистом выступе, нависающем над долиной Коккозки и современным Ай-Петринском шоссе. Собственно говоря, укрепления эти состояли всего-навсего из довольно мощных стен, ограждавших небольшие площадки. Зато располагаясь на господствующих над местностью высотах, эти укрепления полностью контролировали Коккозскую долину и проходы в котловину Большого каньона. С нижнего укрепления была хорошо видна и вершина Сююрю-кая, на которой тоже находилось одновозрастное бойкинским укрепление, состоящее из двух поясов оборонительных стен.

Конечно, такая мощная система обороны не являлась самоцелью — она была возведена для защиты каких-то крупных поселений. И действительно, сейчас на территории Бойки открыто уже шесть средневековых поселений, располагающихся вокруг источников. Эти поселения, по всей видимости, были монастырскими владениями огромного храма Спаса, выстроенного на узком коротком хребте, соединяющем гору Сютюра с кряжем Курушлю-ка. Стены храма были сложены из тяжелого твердого конгломерата, из пестрых шлифованных плит этого же конгломерата были настланы полы. Шлифованные плиты этого камня, который добывался тут же, на вершине Бойки, не только обладают большой твердостью. Пестрые тона, свойственные ему, после обработки делают его еще красивей. Может быть, именно поэтому строители храма применяли конгломерат в качестве строительного материала.

Развалины храма Христа Спасителя на Бойке
«Лабиринт стихий». Массив Бойка

Мимо храма проходила старинная дорога шириной до двух метров. Это та самая дорога, которая вела из Коккозской долины через Бойку на яйлу и далее на Южный берег Крыма. Под толстым слоем прелого листа и перегноя местами прослеживаются глубокие колеи, продавленные колесами в твердой скале. На восточном склоне горы Бойка сохранились остатки крепиды, которая предохраняла дорогу от разрушения.

Кто же населял эти благодатные места и чем занималось население края, кроме монахов и воинов? Если бы мы перенеслись лет на 600 назад, то, находясь на том же самом месте, где мы сейчас стоим, услышали бы, как то в одном, то в другом месте на склонах горы звонко стучат топоры, глухо крякают при падении деревья, а над верхушками деревьев медленно тают облачка дыма… Это местные жители занимаются углеобжигательным промыслом. Уголь нужен и себе и на продажу. А недалеко от храма расположилась небольшая кузнечно-литейная мастерская. Здесь средневековые кузнецы изготавливали различные сельскохозяйственные орудия, мечи, наконечники копий, стрел… Откуда древние умельцы брали руду? Вопрос это сложный и до настоящего времени полностью не решен. В данном конкретном случае сырьем для выплавки металла могли служить железистые конкреции, которые добывали из красных песчаников, выходящих на поверхность земли неподалеку от мастерской.

Поселения на Бойке хотя и входили в самостоятельный монастырский комплекс, но, конечно, вместе с ним же находились в определенной зависимости от княжества Феодоро (как по церковной, так и по административной линии), власть которого прочно утвердилась в юго-западном Крыму. Возникли поселения и храм Спаса IX–X вв., а погибли в огне пожарищ вместе с княжеством Феодоро и другими городами и поселениями средневекового Крыма при турецко-татарском нашествии.

Есть на пятиглавом массиве и хорошие источники с чистой ключевой водой, не иссякающие даже в засушливые годы.

Координаты: +44° 32' 30.00", +34° 0' 50.00"