Поселения Бойки
На территории Бойки обнаружены остатки шести средневековых поселений. По предположению О. И. Домбровского, это городище представляло собой замкнутый удел, состоящий из нескольких сельских поселений, объединённых вокруг большого храма Спасителя, который в X–ХIII вв. являлся религиозным и административным центром. Видимо, Бойка представляла собой укреплённый церковно-феодальный комплекс — явление, оригинальное среди средневековых памятников Крыма. Аналогичное явление представлял собой массив горы Аю-даг с её стенами и укреплённым монастырём.
Поселения
Одно из сельских поселений Бойкинского массива было расположено недалеко от храма Спаса, на северном склоне массива. Очевидно, жители данного поселения занимались скотоводством, углеобжигательным и кузнечным ремеслом, строительством и ремонтом оборонительных и хозяйственных сооружений. Единичные, случайные находки подъёмного материала не позволяют чётко установить временные рамки существования поселения, но видимо оно существовало с X по XV вв.
Ещё одно поселение располагалось у ручья Йохаган-су. Следы построек, развалы стен прослеживаются и сейчас в районе турстоянки «Бойка». Котловина ручья, как и верховьев Большого Каньона, пригодна для садоводства, огородничества. Идеальные условия созданы самой природой – котловина защищена горами от суровых ветров, здесь изобилие влаги и достаточно урожайная лесная почва. В лесу вокруг стоянки до сих пор встречаются культурные плодовые деревья — груши, яблони, черешня — т.н. лесные сады — «чаиры», ещё до войны, использовавшиеся местными жителями. На старых топографических картах на месте северного поселения у храма Спаса и на месте поселения у ручья Йохаган-су указаны летние пастушьи домики-кошары, сложенные, очевидно из камней средневековых построек.
Ещё одно поселение с небольшим одноапсидным храмом располагалось на правом борту Большого Каньона, в районе родника Джевизлык («Ореховый»). Жители селений, расположенных на массиве Бойки, очевидно, в древности выпасали скот на Ай-Петринской яйле, пользуясь древней скотопрогонной дорогой, шедшей по хребту, соединяющему массив Бойки с яйлой. В системе укреплений Бойки был предусмотрен и ров на этом хребте, на перемычке между г. Рока и Куш-кая. Одна из вершин плато Ай-Петри, расположенная на его северной стороне называется «Эндек» — «ров». В военное время скот с поселений укрывался в укреплениях г. Куршлюк (Куршлюк I и II).
В ущелье Большого Каньона существовало поселение в районе источника Пания. Вероятно, именно здесь была устроена водяная мельница для переработки зерна, получаемого в обмен на продукты животноводства и кузнечного ремесла. В. Х. Кондараки упоминает о ней в легенде о жителе Бойки, который во время турецкого нападения, спустился из крепости к мельнице и был захвачен турками. Под пытками он вынужден был указать тайную тропу, ведущую в обход крепостных стен к храму Спаса и поселениям. Поселение у Пании имело свой храм, обработанные камни от которого встречаются в районе площадки над источником. Храм, судя по названию источника, был посвящён Богоматери («Панагия» — т.е. «Всесвятая»). Это поселение также было связано с пастбищами Ай-Петринской яйлы древней скотопрогонной дорогой, ведущей вверх по руслу р. Алмачук («Яблоневая»).