Воры сели, но «крыша» на свободе
Опубликовано 15.06.2009
На прошлой неделе суд Железнодорожного района Симферополя вынес приговор группе воров, многие годы облегчавших карманы сограждан на железнодорожном вокзале. Столь длительный беззаботный промысел карманников оказался возможным благодаря их «крепкой дружбе» с главными чинами линейного отдела милиции (ЛОМ). Кстати, именно благодаря этим взаимоотношениям воры в конце концов и оказались на скамье подсудимых.
Деньги ваши стали наши
Вокзальные карманники работали настолько виртуозно, что о них слагали даже легенды. Руководитель и организатор банды с русской фамилией и узбекским происхождением был cтоль удачлив, что в иные дни его заработок составлял до 15 тыс «зеленых». Главарь банды прославился еще и тем, что однажды умудрился украсть у высокого милицейского чина из нагрудного кармана деньги, после чего аккуратно застегнул ему пуговицу…
Принцип работы группы был таков. «Разведка» выбирала клиента в толпе приезжих, жаждавших побыстрее добраться до морского побережья. В то время как отдыхающие покупали билеты и искали соответствующий автобус на вокзальной автостанции «Курортная», за ними пристально следили воры. Оценив по внешнему виду и багажу платежеспособность жертвы, ее сопровождали до автобуса, где начиналась давка, организованная группой карманников. Пока один из них, скажем, наступал клиенту на ногу, другой протискивался мимо, толкая жертву на третьего. Тот выуживал «лопатник» (кошелек), и уже «облегченный» пассажир занимал место согласно купленному билету.
Как правило, потерю наличности гражданин замечал уже ближе к конечному пункту путешествия, и далеко не все шли жаловаться в милицию. Именно на это и был расчет симферопольских карманников — не каждый лох будет тратить время своего отпуска на поиски воров, которых он и в глаза не видел.
«Разбор полетов» и дележ добычи происходили в привокзальном кафе с добрым названием «Улыбка». Там же воры решали дела со своей «крышей» — начальником розыска ЛОМа и сотрудником оперативно-розыскного отдела городской милиции.
Возврат по требованию
Если же продвинутый клиент таки находил в себе силы и время обратиться в милицию, там его ждало разочарование — сотрудники ЛОМа не проявляли особого энтузиазма по поводу заявления потерпевшего. И откуда ему было знать, что с виду грозный начальник уголовного розыска, объясняющий клиенту, что судьба его заявления малоперспективна, по сути, подельник тех самых воров.
Схема взаимоотношений милиционеров с карманниками была проста. Начальник и его подчиненные за определенные «взносы» предупреждали воров о том, когда именно милиция города собирается проводить профилактическую зачистку вокзала от преступного элемента, и подопечные просто не выходили в этот день на «работу».
Что касается потерпевших, то устные заявления самых назойливых и самых богатых из них удовлетворялись, как говорится, в частном порядке. Большой начальник, доверительно поясняя заявителю, что он не хочет иметь «глухаря» (нераскрытое преступление), говорил: нет надежды отыскать грабителей, но, если не будет письменного заявления, он может поспособствовать возврату украденного. Конечно, не всего — мол, «людям же тоже жить надо» (ворам), но вот вернуть документы и кредитки он (начальник) вполне в силах. Именно это и произошло с одним россиянином, который имел при себе и баксов немало, и кредитки не одного банка, да и телефон дорогущий. Утрату наличности и документов он обнаружил в Ялте, но не поленился приехать в Симферополь с заявлением и описанием граждан, крутившихся возле него во время посадки в автобус на привокзальной площади столицы.
Представитель «крыши» сразу опознал, кто именно из его подопечных стырил у потерпевшего документы и деньги. Поэтому и пообещал «возврат». Стоит ли говорить, насколько недовольны были воры, от которых потребовали вернуть кредитки и документы (наличные оставались «за труды»). А самым курьезным «возвратом» карманников был случай, произошедший в канун 2007 года. Тогда представитель «крыши» позвонил своим подопечным и поинтересовался, не их ли рук дело кражи из машин возле Верховной Рады Крыма? Как выяснилось, некий милицейский генерал оставил в новокупленном автомобиле борсетку с деньгами и документами и пару мобильных трубок. Все это было успешно украдено.
Начальник розыска ЛОМа уговаривал карманников примерно так: верните ксиву и мобилки, а деньги, как сказал генерал, — это вам за беспокойство… Откуда же ворам и их «крыше» было знать, что их успешным тандемом уже занимается внутренняя безопасность и все их переговоры фиксируются сотрудниками милиции, но уже не ломовской.
Кому в тюрьму, кому гулять
В общем, когда фактов сотрудничества вокзальных правоохранителей с группой вокзальных же воров оказалось достаточно, «крышевателей» взяли работники СБУ. Вслед за ними в СИЗО отправились и их подопечные.
Естественно, поначалу милиционеры-оборотни отказывались от всего, в том числе и от знакомства с теми, кто промышлял воровством у них под носом и в случае «производственной» необходимости по их требованию возвращал украденное. Правда, воры, будучи уже опытными «сидельцами», все же решили посодействовать следствию — глядишь, и срок дадут поменьше, а менты пусть сами выкарабкиваются…
Однако получилось все почти с точностью до наоборот. Милиционеры-оборотни действительно выкарабкались — осенью прошлого года суд вынес подполковнику ЛОМа и старлею из горотдела весьма мягкий приговор: сроки они получили хоть и не маленькие, но условные — от четырех до пяти с половиной лет… свободного передвижения по всей территории Украины.
А вот карманникам повезло гораздо меньше. Настолько, что на судебном заседании у организатора группы сдали нервы. Во время зачитывания приговора он с выкриками «Да это фигня, все не доказано, уведите меня отсюда!» под конвоем был препровожден в автозак. Спустя несколько минут не выдержал и один из его подельников. Как раз в тот момент, когда судья зачитывал содержание его «подвига», совершенного уже в стенах следственного изолятора (подсудимый, знакомясь с содержанием уголовного дела, вырвал из него несколько протоколов и «уничтожил путем проглатывания»), карманник тоже потребовал увести его из зала заседаний.
В итоге приговор дочитывался в присутствии адвоката подсудимых, поскольку из зала суда вышли даже «сочувствующие лица». Руководитель группы карманников получил девять лет лишения свободы, остальные члены банды проведут в колониях по семь-восемь лет.