Волошин Максимилиан Александрович (1877–1932)

Крымский поэт и художник, создатель «Киммерии».

Волошин М. А.

Волошин Максимилиан Александрович — замечательный крымский поэт и художник, «певец Киммерии» (местность от Судака до Керчи), а также критик, искусствовед, переводчик. Родился в Киеве, детство прошло в Таганроге и Москве, отрочество — в Крыму (Коктебель), куда он переехал с матерью в 1893. В 1899 уехал за границу: в Италию, Швейцарию, Париж, Берлин, позже путешествует по Австро-Венгрии, Германии, Швейцарии, Италии и Греции. В 1917 возвратился в Коктебель, где жил до конца дней. Находя все новые и новые черты в небольшом уголке Крыма, Волошин воплотил в своих картинах всю прелесть крымских пейзажей, близких его поэтическим образам. В стихотворениях Волошин, полных любви к прекрасному краю отражена также его история, его легенды, его природа. За беззаветную любовь к Киммерии она наградила его бесценным подарком: на скале Кок-Кая, «замкнувшей зыбь залива, судьбой и ветрами» изваяв профиль Волошина. А его дом-музей в Коктебеле — один из самых популярных музеев Крыма.

Биография

М. А. Кириенко-Волошин (фамилия при рождении) происходил из рода запорожских казаков. В 1893 г. он вместе с матерью поселился в Коктебеле, который стал для него второй родиной. Будучи студентом Московского университета, Волошин участвовал в студенческих «беспорядках», за что его дважды высылали из Москвы, а в 1900 г. исключили из университета. В Париже, куда он попал после ссылки, Волошин сошёлся с русскими политэмигрантами (в частности, с А. В. Луначарским), был знаком с Анатолем Франсом, Роменом Ролланом, Пабло Пикассо, Диего Ривера. Вернувшись в Россию в 1916 г., навсегда поселился в Коктебеле.

М. А. Волошин. Коктебель
Максимилиан Волошин на мостках перед своим домом в Коктебеле. 1900

Отношение его к Октябрьской революции было противоречивым. «Ни война, ни революция меня не испугали и ни в чем не разочаровали, — писал Волошин в те годы. — Напротив: Я почувствовал себя очень приспособленным к условиям революционного бытия и действия». Вместе с тем он стремился занять позицию «над схваткой», призывая «быть человеком, а не гражданином».

В 20-е годы М. А. Волошин организовал в Судаке, на территории крепости, художественный музей из ценностей, изъятых в имениях судакских помещиков. Им же составлен первый список памятников старины, расположенных в районе Судака.

В 1922 г. Волошин устроил на своей даче нечто вроде бесплатного дома отдыха для людей творческого труда. Это была своеобразная коммуна, основанная на самообслуживании. Вот что писал о ней сам хозяин дома (письмо А. И. Полканову от 24 мая 1924 г.): «Рекомендую привезти мешок для сена и обеденный прибор с тарелкой… Прислуги нет. Воду носить самим. Совсем не курорт. Свободное дружеское сожитие, где каждый, кто пришелся „ко двору”, становится полноправным членом. Для этого же требуется: радостное приятие жизни, любовь к людям и внесение своей доли интеллектуальной жизни». Гостями дома Волошина были многие выдающиеся писатели, художники, композиторы, учёные: А. Толстой, В. Вересаев, М. Булгаков, К. Чуковский, А. Ферсман, К. Богаевский, К. Петров-Водкин, А. Спендиаров…

Гости в доме Волошина
Марина Цветаева и Сергей Эфрон за чайным столом в доме Максимилиана Волошина в Коктебеле. Первая справа — Елена Волошина, первая слева — Марина Цветаева, в центре — Сергей Эфрон. 1915

В 1930-е годы поэтическое дарование Волошина достигло полного расцвета. «Революция, — писал В. Вересаев, — ударила по его творчеству, как огниво по кремню, и из него посыпались яркие, великолепные искры. Как будто совсем другой поэт явился, мужественный, сильный, с простым и мудрым словом…».

Как художник Волошин был «открыт» только после Октября. По словам Академика А. А. Сидорова, «серия его акварелей — явление, претендующее на место в истории русского искусства, виднее многих, занятых крупными именами». Выставки акварелей Волошина состоялись в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, в Крыму. Свои акварели он щедро дарил музеям, друзьям, знакомым.

М. А. Волошин ратовал за единство науки и искусства. Показательны, например, сформулированные им задачи экспериментальной художественной студии в Коктебеле. Вот как пишет об этом он сам¹:

«С XVI века в европейском искусстве началось полное расхождение между научным и художественным познанием природы. Художник-пейзажист стоит в настоящее время среди природы, совершенно не зная сил её образующих… От ренессанса нам остались синтетические дисциплины: художественная анатомия, художественная перспектива, светотень.

Картина Волошина
Одна из картин М. Волошина

Необходимо, чтобы заполнить пропасть между наукой и искусством, создание таких художественно-научных дисциплин в иных областях видимой природы, т. е. художественной метеорологии, художественной геологии, ботаники, зоологии…

…Путь — совместная работа художников и естествоиспытателей (коктебельской студии и Карадагской научной станции…)».

Незадолго до смерти Максимилиан Александрович передал безвозмездно свой дом Союзу писателей. Так было положено начало Дому творчества «Коктебель».

Будучи безнадёжно больным, Волошин стоически ждал конца.

М. А. Волошин умер 11 августа 1932 г. и похоронен, по его желанию, на вершине холма Кучук-Енишар, откуда открывается великолепный вид на окрестности Коктебеля. По традиции гости посёлка приносят к могиле певца Коктебеля красивые коктебельские камешки. Ныне Дом поэта — литературно-художественный отдел Феодосийской картинной галереи. В доме много акварелей М. А. Волошина, картин его друга К. Ф. Богаевского.

¹ Рукопись, отрывок из которой цитируется, обнаружена историком-архивистом В. Ф. Козловым.
² Биография приведена из книги «Судак. Путеводитель». А. И. Полканов, Ю. А. Полканов, Ю. А. Полканова. Симферополь, «Бизнес-Информ», 2007.