Село Оленевка
Оленевка — самое западное в Крыму село (Тарханкутский полустров), сезонный климатический курорт. Численность населения — 1441 человек (2014). Оно сохраняет привычный облик небольшой деревни, растянувшейся вокруг Караджинского лимана с лечебными грязями. Площадь — 336,4 га, день села — 29 августа. В состав Оленевского сельского совета входят села Калиновка и Маяк.
Возможность спокойного, уединенного отдыха вдали от городской суеты и шума привлекает сюда людей. Основное достоинство отдыха в Оленевке — возможность купания в самой чистой части Черного моря. Здесь можно насладиться загаром на чистых многокилометровых песчаных пляжах (заход в море мелкий, что является хорошим преимуществом при отдыхе с детьми), полакомиться свежими морепродуктами, фруктами и овощами, налюбоваться своеобразной дикой красотой Тарханкутского побережья, совершая пешеходные прогулки и автомобильные путешествия к заповедным урочищам Атлеш c обрывистыми скалами на берегу моря и Джангуль, на Тарханкутский маяк. Песок оленевском на пляже — это мелко протёртые раковины моллюсков с примесью соединений железа и солей, который имеет лечебные свойства.
Лечебными факторами также обладают морские бризы — мягкие ветры, дважды в сутки меняющие направление: днём они дуют с моря на сушу, ночью с суши на море. Они являются естественными ингаляторами. Ветер здесь дует почти всегда.
В Оленевке есть школа I–III ступеней, детский сад, аптека, деревенский базарчик, несколько продуктовых магазинчиков и кафе. Расстояние от Черноморского до села 22 км.
Из развлечений: можно нырнуть с аквалангом (в селе есть дайв-центр), взять на прокат велосипед, поиграть в бильярд, серфинг, совершить морские прогулки, сходить в сауну.
Связь
Телефонный код Оленевки: +7 36558
Почтовый индекс: 296440
Жильё
Здесь относительно недорогое частное жилье, мини-пансионаты, кемпинги, среднего уровня, вполне доступные пансионаты. Сам поселок расположился вдоль лимана, а не вдоль берега моря. Поэтому до пляжа предстоит 10–15 минутная прогулка, где бы вы ни остановились в Оленевке.
Достопримечательности
Рекомендуем осмотреть бывший господский дом генерал-майора В. С. Попова, личного секретаря Г. А. Потемкина, заведующего канцелярией императрицы Екатерины II.
Происхождение названия
До 1945 года село носило название Караджа. Есть несколько версий происхождения названия Караджа. В переводе с тюркского языка оно означает «косуля».
Вполне возможно, что именно здесь обитали эти красивые животные, давшие наименование местности и селу. По второй версии, название села могло произойти от имени его хозяина, который носил распространенное в Средневековье тюркское имя Караджа.
В крымско-татарский период существовал особый вид налога — карадж, которым облагали немусульманское население. Не исключено, что именно оно и преобладало в этой части западного Крыма, откуда и произошло название деревни.
В списке населенных пунктов Тарханского кадылыка (судебного округа) в «Камеральном описании Крыма 1784 года» встречается еще одно наименование села — Карагаджа; в уставной грамоте 1861 года упоминается третий вариант этого топонима — Тарханкут.
История
Местность на берегу Караджинской бухты Черного моря была заселена в глубокой древности. Находки археологов позволили сделать вывод о поселениях здесь человека эпохи энеолита (меднокаменного века) и ранней бронзы, датируемых III– II тысячелетиями до н. э. На северо-восточной окраине села Оленевка и в его окрестностях найдены остатки двух античных городищ, вероятно, входивших в состав херсонесской сельскохозяйственной хоры, а также скифского поселения. Есть предположение о, возможно, постоянном или временном пребывании в Западной Таврике древних росов. В пользу этого свидетельствует обозначение на древних портоланах (итальянских морских картах) поселений с названиями Ocola Rossa, Rossico. Небезынтересно, что и на месте нынешнего посёлка Черноморское в древности находилось городище Yarango Limen, наименование которого некоторые ученые переводят на русский язык как «Гавань варягов». Возможно, она служила местом отдыха варягов и русичей во время их походов на Константинополь или предназначалась для постоянного проживания военных дружин росов (русичей) варяжского, славянского или какого-либо иного происхождения, занимавшихся мореплаванием и ратными делами.
Правда, археологические исследования не подтверждают фактов постоянного обитания славянских племён на Тарханкуте. Но вопрос этот нельзя считать до конца изученным из-за эпизодичности раскопок.
Не исключено, что близ нынешней Оленевки жили тюрки-азиаты, переселившиеся в Крым ориентировочно в VII веке н. э.
Раннесредневековые поселения погибли в начале X столетия с приходом в Крым кочевников-печенегов. Во время Крымского ханства (1449–1783) на месте нынешнего села Оленевка существовала ногайско-татарская деревня Караджа, точная дата возникновения которой неизвестна.
После присоединения Крыма к России его западные территории стали собственностью высокопоставленного российского чиновника Василия Степановича Попова, личного секретаря генерал-губернатора Новороссийского края Г. А. Потемкина. На более чем 22 тысячах десятин земли он основывает дачи Тарханскую и Тархан-Сарыгольскую, ставшие центром сельскохозяйственной экономии, переселяет во вновь созданную деревню Степановку крепостных крестьян из своих имений в Мелитопольской и Полтавской губерниях. В конце XVIII века близ Караджи были построены господский дом и хозяйственные помещения экономии, заложен фруктовый парк, высажены декоративные деревья. В перестроенном состоянии бывшая помещичья усадьба сохранилась на мысе Кара-Мрун в северо-восточной части села Оленевка. Ныне это пансионат «Солнечная долина». Добраться до него можно, свернув перед въездом в село, со стороны пгт Черноморское, направо и проехав вдоль Караджинского лимана 3 км.
Века сохранили это здание екатерининской эпохи для потомков, но не смогли уберечь от перестройки и разрушений. Тем не менее, особняк постройки конца XVIII века по-прежнему величественно доминирует над современными постройками.
Можно только представить себе как величественно и неповторимо, радуя глаз путешественников прошлого, смотрелось это здание, вселявшее уверенность в достатке, знатности и предприимчивости хозяев. Окруженное прекрасным парком, фруктовыми деревьями, аккуратными цветниками, оно в дореволюционное время являло образец умелого хозяйствования и респектабельности. Всем своим обликом утверждало, что и здесь, в выжженной солнцем степной части Крыма, на малоплодородных, просоленных землях можно не только безбедно жить, но и получать весомый доход от экономической деятельности. Двери дома были гостеприимно распахнуты для друзей, которые приезжали в удаленный от житейской суеты и проблем уголок Крыма, где песчаные косы соседствуют с дикими обрывистыми скалами, и плещется неповторимое в своей первозданной красоте Черное море.
Кроме сел Караджи и Степановка, Попову принадлежали и другие деревни Тарханкута: Купан (Красносельское), Кипчак (Громово), Шамак (Багратионовка), Ой-Ели (Меловое), Аблагаджи (Калиновка), а также урочища Атлеш и Чаратай, где размещались рыболовецкие станы, сдаваемые помещиком в аренду за 250 и 100 рублей в год.
Потомки В. С. Попова владели землями на Тарханкуте до революции 1917 года. Его сын Павел Васильевич Попов участвовал в Отечественной войне 1812 года, в заграничном походе русской армии. За героизм, проявленный в ходе русско-турецкой войны, награжден золотой шпагой с алмазами — «За храбрость». Во время военных действий на Кавказе Павел Васильевич встретил свою будущую супругу — грузинскую княжну Елену Александровну Эристави, внучку грузинского царя Ираклия II (того самого, который подписал Георгиевский трактат о переходе Грузии под протекторат России).
После смерти мужа в 1839 году, управление имениями в Крыму, Мелитопольском и Полтавском уездах перешло в её руки. Елена Александровна пережила Крымскую войну середины XIX века, в ходе которой была разграблена её экономия в с. Караджа.
После завершения военных действий усилилась эмиграция крымскотатарского населения. Вместо выехавших в Турцию татар, Тарханкутское имение Поповых заселялось их крепостными крестьянами из других имений. При этом, отправляя переселенцев в Крым, старосты и управляющие имениями старались в первую очередь избавиться от неугодных крестьян, наиболее инициативных бунтовщиков. Впрочем, наряду с ними на Тарханкут направляли просто ленивых, воровитых крестьян.
Постепенно складывалось новое население Караджи, беспокойный нрав его передавался от отцов к детям, и до самого конца двадцатых годов прошлого столетия жителей села называли «джайманами» — «разбойниками». В эти же годы было просто опасно ходить по селу из-за частых грабежей и разбоев. Возможно, промышляли джайманы и морским пиратством. Во всяком случае, пограничникам в 1921–22 годы давалось задание выслеживать и обезвреживать шхуны и суденышки, курсировавшие у побережья Тарханкута.
Подвижное, беспокойное население Караджи активно откликалось на все события политической жизни Российской империи. В апреле 1905 года селяне начали самовольно захватывать помещичьи земли и выгонять скот на господские пастбища. Только с помощью губернских властей, которые снарядили на «утихомиривание» крестьян карательные экспедиции, удалось остановить эти выступления.
Под влиянием революционных событий в Петрограде, Москве и Киеве, осенью 1917 года жители Караджи захватили под посевы 410 десятин земли помещика Попова, арендованной Черновым.
Раздел земли, скота и инвентаря произошел в 1918 году, когда в село вступил отряд Красной гвардии под командованием Таранцова.
Но не прошло и полугода, как карательный отряд белогвардейцев Деникина высадился с судна «Прут» и окружил Караджу. Начались расправы над революционно настроенными крестьянами. Окончательно советская власть в селе была установлена в 1920 году, после изгнания из Крыма белогвардейцев. Крестьяне избрали сельский комитет во главе с П. Н. Якименко, а затем ревком под председательством К. А. Приходько, создали народную милицию. В 1923 году сельские бедняки объединились в первое коллективное хозяйство — товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ), а 1929 году был создан колхоз имени Сталина. В течение года в него вступили 95 семей.
Позже в Карадже появились еще два коллективных предприятия: сельскохозяйственный колхоз «Путь Октябрьской революции» и рыболовецкая артель с таким же названием.
Коллективизация на селе проходила в условиях острого противостояния кулаков и крестьян. В 1934 году был убит председатель колхоза имени Сталина, ленинградский рабочий-двадцатитысячник Ф. И. Елисеев. Его могила находится на восточной окраине села, недалеко от пансионата «Тарханкут».
С ноября 1941 по апрель 1944 года Караджу оккупировали немецко-румынские войска. Жители села принимали активное участие в борьбе с оккупантами.
Пали смертью храбрых партизаны Акмечетского отряда К. В. Дзись, С. П. Каверков, Г. В. Лихачев, П. К. Щегульный. Летом 1942 года насильственно была вывезена в Германию жительница села Екатерина Огданец. Бежав из концлагеря, она перебралась на территорию Югославии, где воевала против фашистов в составе партизанского отряда, погибла в 1944 году. На её могиле в Югославии установлен памятник. 14 апреля 1944 года части 87 гвардейской дивизии Четвертого Украинского фронта под командованием полковника К. Я. Тимчика освободили Караджу от захватчиков. Начался послевоенный период её развития.
После укрупнения сельскохозяйственных предприятий в 1963 году здесь был создан колхоз «Маяк», труженики которого занимались земледелием, виноградарством, садоводством и животноводством. Работал колхозный консервный завод мощностью 3 млн. условных банок в год, холодильник на 500 т. Это хозяйство перестало существовать в конце 90-х годов, когда после распаивания земель оно разделилось на несколько сельскохозяйственных и фермерских хозяйств.
Как добраться?
Ближайшие железнодорожные вокзалы находятся в городах Симферополе и Евпатории. Из Евпатории от автовокзала (в 100 метрах от ж/д вокзала) на рейсовом автобусе «Евпатория — Оленевка».Также можно доехать рейсовым автобусом из пгт Черноморское. Если вы едете из Симферополя, то сначала следует добраться до Черноморского.
Координаты: 45° 22' 26.00", 32° 31' 58.00"