Экскурсия по Качинской долине
Пешим туристам в Бахчисарае лучше всего сесть на рейсовый автобус, следующий в сторону Синапного, выйти на остановке Предущельное и идти по пути следования автобуса. Дорога тупиковая (заканчивается в горах).
По пути следования, за селом Предущельное, где долина резко сужается, образуется ущелье Качинские ворота. Издалека они кажутся узкими, а вблизи — довольно широкими.
Рядом с дорогой, слева, нависает Качинский навес. В нем была обнаружена стоянка человека, жившего здесь в эпоху позднего палеолита (40–10 тысяч лет назад).
Еще одна достопримечательность здешних мест — скала Таш-Аир (остановка «Второе Предущельное»). Она знаменита скальными рисунками: обнаружены отдельные фрагменты рисунков, нанесенных красной охрой. Это очень ценный памятник живописи древних людей, относящийся, как считают ученые, к IV–III тысячелетию до н. э., то есть, медно-каменному веку. Памятников этого периода в Крыму очень мало. Эти рисунки можно осмотреть, скала расположена рядом с дорогой. Тут же — небольшой источник.
Напротив Таш-Аира, на другой стороне реки Качи, в Алимовой балке были обнаружены таврские могильники — «каменные ящики». Район очень интересный для любителей археологии.
Еще немного пути — и покажется похожая на нос корабля скала Качи-Кальон. В верхней части скалы трещины напоминают изображение креста. Отсюда и название скалы, которое переводится как «Крестовый корабль». Поселение под скалой возникло в VI в., а монастырь возник позднее — в VIII–IX вв.
Тропинка, поднимаясь вверх, приведет вас к необычной церкви, высеченной в отдельном обломке скалы. А напротив, в скальном массиве, на разной высоте вырублено множество пещер — бывших часовен, келий, хозяйственных помещений. Их тут около 150. Когда-то они соединялись навесными лестницами. Дырки от креплений этих лестниц хорошо видны на скале.
На территории Качи-Кальона насчитывается около 120 виноградо-давилен-тарапанов, вырубленных в скальном массиве. Видно, здешние монахи виноделием занимались серьезно. Монастыри в средние века были сравнительно спокойными местами, нехорошие люди все же опасались гнева божьего и редко тревожили монахов. Поэтому монастыри стали центрами винного производства по всей Таврике. Крупными оптовыми покупателями крымского вина были хазары — большие любители этого напитка.
В Качи-Кальоне скопления высеченных в скале пещер сосредоточены вокруг пяти огромных естественных гротов. Самый грандиозный из них — четвертый с куполообразным сводом. Здесь несколько искусственных пещер и источник св. Анастасии, который тоже считается святым. Тут размещались культовые сооружения Качи-Кальонского монастыря. А в дохристианскую эру здесь, по всей видимости, были языческие святилища. Грандиозность и мощь этого грота вызывали благоговейные чувства во все эпохи.
Монастырь и поселение просуществовали здесь около тысячи лет. Во времена Крымского ханства монастырь получал помощь от Русского государства. Качи-Кальонский монастырь прекратил свое существование с переселением христиан в Приазовье (1778 г.).
С вершины Качи-Кальона хорошо видно село Баштановка. Там есть небольшой ставок, а рядом с ним — обширные поляны, окруженные лесом. Тут еще лет десять назад была туристская стоянка. Теперь здесь отличные места для воскресных пикников с видом на грандиозные стены Качи-Кальона.
Примерно в 2 км от села Кудрино, на одноименной горе-останце, виднеется городище Тепе-Кермен. В переводе с тюркского это название и означает — «крепость на горе». Надо сказать, что зрелище Тепе-Кермена из села удивительно впечатляющее! Издали он напоминает огромную фантастическую крепость. Не случайно гора послужила основой для картины К. Богаевского «Жертвенники в пустыне».
С вершины горы (540 м над уровнем моря и 250 м над окружающей местностью) открывается прекрасная панорама Качинской долины и окрестных гор. Крепость-замок возникла в V–VI вв. и, по всей видимости, принадлежала местному феодалу, контролировавшему селения Качинской долины. Местные жители укрывались в ней во время набегов степняков. Гибель городища связывают с походом на Крым Ногая в 1299 г. Но и потом его территория используется людьми. С XIV в. здесь был небольшой монастырь, а потом многочисленные пещеры бывшего городища использовались местными пастухами как загоны для скота.
На поверхности плато рассыпаны остатки наземных построек — бывших жилых строений и храмов. Церквей было несколько. Наиболее интересная из них находится у обрыва, рядом с входом на плато, — «церковь с баптистерием». Особенность этой церкви XI века состоит в том, что помещение ее, высеченное в известняковом массиве, в длину вытянуто не от входа к алтарю, как принято, а по обе стороны алтаря, а около церкви выявлено около 15 погребальных ям, вырубленных в скале. Это так называемые «костницы».
До сих пор не ясно, как на плато решалась проблема водоснабжения — пока не обнаружено ни колодца, ни источника. Лишь совсем недавно возле «церкви с баптистерием» раскопано вырубленное в скале помещение, где в каменной яме по специальным желобкам собиралась конденсационная влага. Но этого явно недостаточно для большого городища.
На Тепе-Кермене, площадь которого сравнительно невелика, огромное количество пещер; их насчитывается более 250-ти, больше, чем в других «пещерных городах».
Городище Кыз-Кермен (Девичья крепость, тюрк.) находится по соседству с Тепе-Керменом. Оно отделено от него глубокой, до 40 м, балкой. Город занимал значительную площадь и имел все предпосылки стать значительным и крупным торгово-ремесленным центром того времени. Но не стал — в IX в. его разрушили хазары. С тех пор поселение здесь так и не восстановилось.
Во время раскопок обнаружены остатки раннесредневекового поселения и развалины крепостной стены, которая перегораживала мыс в самом узком месте. Часть территории совсем не застроена. По всей видимости, это была площадь для торговли. В отличие от всех других городищ, здесь практически нет «пещерных» помещений.
Проходя сегодня по этим заброшенным селениям и разрушенным пещерам, никак не верится, что когда-то, в течение многих столетий, здесь жили люди и кипела жизнь. А сейчас лишь тишина и запустение…
К Тепе-Кермену и Кыз-Кермену можно пройти пешком от Чуфут-Кале. В обоих случаях — около 5 км.