Меню

История Городского сада Ялты

Ялтинский городской сад с конца XIX века был одним из основных центров культурной жизни города. В нем размещались театр и курзал, где ставились спектакли, устраивались балы и маскарады, семейно-музыкальные вечера. В городском саду организовывались лотереи-аллегри и всевозможные выставки, летом по вечерам играл оркестр.

История

Началом истории устройства городского сада в Ялте можно считать 23 февраля 1882 года, когда Ялтинская Городская дума заслушала доклад гласного думы К. Р. Овсяного «Об устройстве городского сада и о сезонном сборе» и постановила — доклад «утвердить», отпечатать в достаточном количестве экземпляров и разослать домовладельцам, а гласному К. Р. Овсяному, от имени думы выразить благодарность.

В докладе К. Р. Овсяного говорилось, что город приобретает репутацию климатической станции для грудных больных, но отсутствие городского парка служит постоянным укором со стороны приезжих. Для решения этой проблемы дума сразу же поставила вопрос о приобретении сада у статс-дамы графини Екатерины Николаевны Адлерберг. Было решено войти в соглашение с графиней и генералом Витмером о возможности приобретения у них дач на льготных условиях.

В результате сделки город стал владельцем участка земли мерой около 4000 кв. м с насаждениями, садовой мебелью и украшениями. Это был практически готовый сад: вдоль шоссированных дорожек стояли стулья и кресла, столы и скамьи. Сад украшали вазы на пьедесталах и фонтан «Купидон с лебедем».

Сад отделялся от Набережной красивой оградой, которую хорошо видно на старых фотографиях. Вход также был только с одной стороны — со стороны моря.

По соглашению с Ялтинской городской управой комиссия по управлению городским садом постановила: цена за годовой билет — 8 руб., с членов семьи — З руб. В дни торжеств каждый должен приплачивать по 50 коп. Дети лиц, имеющих билет, за вход в сад не платят. Разовый билет в дни, когда играет музыка — 50 коп.

Практически сразу после приобретения дачи графини Адлерберг стало ясно, что такая площадь для городского сада мала. В 1883 году Городская дума покупает участок Туржанского площадью 439 кв. сажень. Он представлял собой «первобытный пустырь», пришлось проводить планировку, нивелировку, устраивать ливнеотводы. Расчистили место под гимнастику, пересадили из сада Адлерберг излишние растения, устроили клумбы.

Весной 1883 года начали строить музыкальный павильон. Однако утвержденные Думой размеры павильона оказались малы, всего на 16 музыкантов. Прибывший в Ялту, капельмейстер Иван Осипович Яндель указал как на размеры, так и на низкий пол. Он велел поднять пол сцены и заложить отверстия в куполе для скопления звука. На летний сезон 1883 года наняли оркестр И. О. Янделя за 1000 руб. в месяц.

В том же 1883 году по проекту архитектора Г. Шрейбера был устроен крытый читальный павильон.

Для читальни выписали 10 журналов, из них 2 для детей, в том числе «Игрушечка», и 15 газет. Управа израсходовала на эти цели 362 руб. Публика была довольна.

В январе 1883 года управа сдала часть Городского сада в аренду потомственному Почетному гражданину Бегуну Фоке Ароновичу. За пять лет владения садом Бегун по требованию управы выстроил множество павильонов, галерей, подсобных помещений. На лето 1888 года договор на аренду сада был заключен с антрепренером Семеном Никодимовичем Новиковым, но дела его шли плохо.

В ландшафтном отношении сад представлял собой большую центральную аллею, вдоль которой были разбиты цветочные узорчатые клумбы, цветники. Главная аллея выходила к летней эстраде. Из старых насаждений, оставшихся от графини Адлерберг, наибольшую ценность представляли пальмы хамеропс, достигающие двухметровой высоты.

Лиственные породы были представлены платанами, каштанами, альбицией, магнолиями. Среди хвойных преобладали кипарисы и сосны. Под деревьями, где позволяло пространство, высевали газонную траву, которую городское управление выписывало из садового заведения Б. Ф. Штамма в Одессе.

Желая расширить площадь городского сада, Ялтинская городская дума в 1890 году покупает два новых владения:

  1. У надворного советникa Николая Сергеевича Шамина 500 кв. м земли с каменным 2-х этажным домом, где разместили городскую публичную библиотеку;
  2.  У отставного майора В. Е. фон Лоде часть участка тоже с каменным 2-х этажным домом, за 40 000 руб.

Комиссия предложила на 1-м этаже разместить курзал, на 2-м — Управу, а сам дом перестроить.

В октябре 1898 года Ялтинская городская дума решает начать строительство нового здания для ресторана с музыкальной эстрадой в Городском саду. Составлением проекта и сметы занимался архитектор Н. П. Краснов. Строительство началось через год, в ноябре 1899 года. Ресторан планировался двухэтажным, но построили здание в один этаж. Строительство закончилось в 1900 году.

В том же году на должность садовника в городском саду был принят бывший садовник графа Мордвинова Василий Иванович Вениченко. При нем появилось газовое освещение, для чего потребовалось установить 21 чугунный столб с канделябрами на пять рожков. Садовник, имея дружеские отношения с садовниками дворянских усадеб, «добывал» по весне луковичные растения и высаживал их на клумбы. Уже в апреле сад пестрел гиацинтами, тюльпанами, нарциссами.

В 1902 году Городское управление решило приобрести дворовый участок, принадлежащий полковнику Николаю Петровичу Никольскому. Эта земля занимала угловое место на пересечении улиц Виноградной и Екатерининской. С включением участка Никольского увеличивалась протяженность фасада Городского сада по указанным улицам.

Разумеется, сад требовал постоянного обновления зеленых насаждений, но так как денег в городской думе на эти расходы не было, то члены управления изыскивали способы бесплатных поступлений. Дума входила в отношения с садовниками и управляющими частных владений в районе Ялты, вплоть до императорских резиденций. Характерный пример тому — письмо в удельное имение «Массандра» с просьбой отпустить «безденежно» для нужд городского сада растения по прилагаемому списку. Таким образом, в 1895 году «для посадки вдоль границ сада» из питомников Массандры было отпущено 154 растения, а именно 23 павловнии, 30 катальпы, 16 саженцев мелии, 28 акации желтой и 7 акации белой, по 25 саженцев эвониума и рамнуса.

Важнейшим культурным очагом в Ялте в начале 1900-х годов стал театр, выходящий в Городской сад. В годы жизни А. П. Чехова сюда приезжал МХТ, в разные годы выступали Ф. Шаляпин, С. Рахманинов, А. Вяльцева, В. Комиссаржевская, Л. Собинов. В 1908 году появилось новое здание театра.

В январе 1918 года в Городском саду были похоронены в братской могиле красногвардейцы, павшие в борьбе за установление Советской власти в Ялте. Сейчас у входа в сад стоит памятный камень, напоминающий об этом событии.

Весной 1919 года в Городском саду работал на должности садовника Даниил Кириллович Манденко (род. 11.09.1890), его помощником — Иван Семенович Середов (род. 1.08.1897). В их подчинении трудились 10 садовых рабочих и 4 сторожа, правда, это был весь садовый штат Ялты в то время, и в сферу их обслуживания входили и другие улицы города.

Конечно, новые власти ревностным отношением к природе не отличались, да и некогда было. В Горсаду вместо кино и духовых оркестров стали привычными упражнения по военному строю, что вызывало тревогу садовника: «В виду начала в городском саду обучения членов партии военному строю прошу принять меры к тому, чтобы сад не пострадал от обучения».

С окончательным установлением Советской власти в саду произошли кардинальные изменения: снесен декоративный забор, открыт бесплатный вход.

Постепенно курортная жизнь в Ялте стала входить в свою обычную колею. Теперь главными отдыхающими были не буржуа и негоцианты, а партийные бонзы, чиновники аппарата министерств и ведомств, армейские высшие чины. Иногда, конечно, здесь бывали крестьяне и рабочие, но «диким» способом они не приезжали, поскольку денег на гостиницы у них не было. Как правило, это были отдыхающие первых пролетарских и крестьянских санаториев (бывших дворянских и царских имений).

До войны Городской сад по-прежнему оставался единственным общественным сквером на Набережной Ялты, поскольку ни Приморского парка, ни скверов Ленина, Калинина, Некрасова тогда еще не было. По сведениям газеты «Сталинское Знамя», перед войной в саду насчитывалось 200 различных видов местной и средиземноморской флоры.

В 1931 году в Ялте побывал американский фотограф Бренсон де Коу, сделавший несколько цветных снимков. Коллекция фотографий, сделанных в ходе поездки фотографа в Советский Союз, хранится сегодня в библиотеке города Санта-Круз (США). На одной из них запечатлен фрагмент Ялтинской набережной у Городского сада.

К сожалению, фотографирование до войны было не развито, в основном по причине того, что на фотоработы требовалось особое разрешение НКВД. Поэтому старых довоенных снимков очень мало.

С первых дней освобождения Крыма в апреле 1944 года начались восстановительные работы по всему городу, причем к озеленению главной улицы Ялты приступили практически на следующий день. Питомники и озеленительные организации получили задание в кратчайшие сроки превратить Набережную в цветущий сад. Сделать это было чрезвычайно трудно, поскольку зеленое хозяйство было разорено. Эскиз оформления нового Городского сада был заказан архитектору Н. М. Кочеткову. Отдел коммунального хозяйства города установил новые скамейки для отдыха.

Уже весной 1945 года была спроектирована новая «раковина для эстрадных, оперно-драматических, балетных выступлений и симфонических концертов». Зрительный зал рассчитан на 1500 мест.

Постепенно Городской сад стал преображаться и возвращать свой первоначальный облик. Почти каждое воскресенье выходили на работы в сад коллективы городских учреждений и организаций. Люди убирали мусор, вскапывали клумбы и куртины, приводили в порядок дорожки и аллеи. Особую сложность представляли работы по разбору руин бывшей гостиницы «Франция». Здесь было решено также посадить деревья и кустарники, расширив тем самым площадь Городского сада.

13 мая 1945 года, в годовщину освобождения Крыма от немецких захватчиков, в Городском саду состоялось большое массовое гуляние. Кружки самодеятельности давали концерт, были устроены аттракционы с призами, массовые игры и танцы под баян. Газета того времени писала: «В разных уголках сада играли в мяч, пели песни, происходили импровизированные выступления членов кружков самодеятельности. Непринужденное веселье царило в саду, украшенном флагами и лозунгами. Когда стемнело, на площадке около гортеатра была показана кинокартина „Музыкальная история”».

В июне почему-то решили восстановить ограду со стороны Набережной, для чего привлекли силы «Дорстройконторы», которую обязали, согласно плану городского архитектора, установить «новые художественно оформленные входные ворота со скульптурами львов». В августе ограда была готова, а в октябре начали посадку новых деревьев и кустарников. До Нового года силами работников «Зеленстроя» успели высадить 1290 экземпляров растений.

В 1949 году в саду при помощи ковровых растений выложен портрет Сталина. Автором этого цветочного шедевра была садовник Зелентреста З. И. Казанцева. К слову, такие ковровые цветники с портретами и партийными лозунгами на рубеже 40–50-х годов стали нормой не только для Ялты, но для всех городских парков Советского Союза. В этом же году городская библиотека организовала здесь летнюю читальню. За первую декаду августа библиотека обслужила 800 человек. Воодушевленный успехом, сотрудник библиотеки М. Богдан, предлагал на следующий год оборудовать специальный павильон для чтения.

В апреле 1951 года перед главным входом в сад, со стороны Набережной, установили памятник И. Сталину. С этой целью разобрали новую ограду.

Здесь же, у памятника в марте 1953 года состоялся траурный митинг, посвященный его кончине, а затем памятник демонтировали.

В 1955 году осенью в Городском саду впервые состоялась выставка хризантем. Никитский сад представил коллекцию сортов, завезенных в Крым из Китая в 1953 году, а также два новых сорта собственной селекции — «Солнечный диск» и «Зарево». Цветоводческое хозяйство «Артека» выложили из ковровых цветов пионерский значок. Участвовали ялтинские озеленители в лице «Курортзеленстроя» и «Горзеленхоза», из здравниц был представлен лишь санаторий «Орлиное гнездо». Такие выставки цветов происходили почти ежегодно, весной и осенью. Место экспозиции менялось: иногда это происходило в Городском саду, иногда в Пионерском парке, иногда в Приморском парке.

К середине 1950-х годов общий вид Городского сада вновь представлял собой главную аллею, перпендикулярную Набережной и ул. Чехова, обсаженную с обеих сторон деревьями и кустарниками. Слева от входа находился круглый бассейн с фонтаном, по кругу росли платаны. Справа в глубине сада в 1959 году начали строить новый летний театр на 2000 мест.

В 1967 году страна праздновала 50-летие Октября. У входа в Сад, на том же месте, где стоял когда-то памятник Сталину, установили стелу, сооруженную в честь «активных участников борьбы за установление Советской власти на Южном берегу Крыма в 1917–1920 годах». Однако она простояла недолго.

В начале 1970-х в Ялте остро встал вопрос о необходимости нового концертного зала. Первоначально его возведение планировалось на месте колхозного рынка, но в 1973 году он был построен в восточной части Городского сада, а в 1984–1988 годах проведена реконструкция летнего концертного зала. Её окончание совпало с празднованием 150-летия Ялты, потому киноконцертный зал получил название «Юбилейный».

Капитальная перепланировка Набережной в 2003–2004 годах вновь изменила облик Сада. Вместо круглого бассейна с фонтаном появился квадратный, несколько кафе и ресторанов заслонили панораму открытого зеленого пространства, выходящего на Набережную. Однако, несмотря на уменьшающие год от года размеры Сада, он по-прежнему любим жителями и гостями города. Каждую весну здесь цветут декоративные сливы, форзиция, магнолии Суланжа, каштаны, а высокие кипарисы охраняют покой этого места, которому в 2013 году исполнилось ровно 150 лет. Площадь зеленых насаждений Сада сегодня составляет 1,8 га.

Координаты: +44° 29' 25.50", +34° 9' 44.50"