История Керченского историко-археологического музея
Один из старейших музеев в Крыму — Керченский историко-археологический музей. Основу музейного собрания в момент основания составила личная коллекция Поля Дюбрюкса (1774–1835) — родоначальника керченской археологии, основанная в 1810 году. 2(14) июня 1826 года музей Дюбрюкса открыт официально И. П. Бларамбергом, первым директором, как Керченский музей древностей.
С момента создания Керченского музея древностей основным направлением его деятельности являлось изучение и сохранение античных памятников, найденных на Керченском и Таманском полуостровах, то есть на территории древнего Боспорского царства. Дальнейшему развитию археологических работ в Керчи способствовали раскопки богатого кургана Куль-Оба осенью 1830 года, что произвело большое впечатление на современников. С 1832 года к раскопкам курганов приступили чиновник для расследования древностей Д. В. Карейша и директор музея А. Б. Ашик. Именно А. Ашиком был составлен первый обобщающий труд по истории Боспорского царства.
Некоторое время музей располагался в помещении городской гауптвахты при въезде в город, что обеспечивало охрану музейным коллекциям. Только в 1835 году по проекту архитектора Д. Торичелли на горе Митридат было построено здание музея в стиле афинского храма Гефестиона, куда в 1841 году перевезены все коллекции.
Этот период в истории музея характеризуется как период бессистемных раскопок древних курганов с целью поиска золотых вещей. С приходом на пост директора музея А. Е. Люценко (1853) и подчинением Керченского музея древностей Императорской Археологической комиссии (1859) начато применение научного подхода к раскопкам курганов и могильников Керченского и Таманского полуостровов. Формируется архив и библиотека. В 1850 году предметы из первоначальной коллекции Керченского музея перемещены в Императорский Эрмитаж в связи с постройкой здания Нового Эрмитажа.
Большой урон музей понес в годы Крымской (Восточной) войны (1853–1856). Коллекции, архив и библиотека были эвакуированы в города Орехов и Екатеринослав. Оккупанты разграбили и разгромили музей и незаконно провели археологические раскопки. Множество предметов было увезено в Британский музей, где они хранятся и поныне.
После войны музей восстановлен в арендуемом помещении, а здание музея с 1861 по 1883 год занимала церковь Александра Невского. В 1877 году в стенах здания появились трещины, а 2 декабря 1883 года храм был закрыт из-за аварийного состояния. В начале XX века в нём располагалась церковь Евпаторийского полка. С 1922 года здание вновь принадлежало музею. В 1926 году, в 100-летний юбилей Керченского Музея, там была устроена выставка рисунков древностей, выполненная Дамианом Васильевичем Шибневым. Его трудами в 1922 году при археологическом музее впервые была создана картинная галерея, которой он и заведовал. Само здание без всяких серьезных оснований было снесено в 1959 году. Руины музея украшали гору Митридат еще в 1960-е годы. Позднее на его месте располагался ресторан «Митридат», и от ресторана остались руины.
Период с 1891 по 1918 гг. был одним из наиболее плодотворных периодов деятельности музея. Директор К. Е. Думберг первым провёл систематические раскопки городища Пантикапей. Его преемник В. В. Шкорпил, известный эпиграфист и археолог, занимался раскопками грунтовых некрополей и курганов, сделал много публикаций. Ещё одним направлением деятельности В. В. Шкорпила стала организация экскурсионного обслуживания многочисленных туристов.
Первая Мировая и Гражданская войны надолго задержали научную деятельность музея. На этом этапе одним из его руководителей был К. Э. Гриневич, выпустивший несколько путеводителей по музею и памятникам Керчи, в том числе и на французском языке. Со времени директорства К. Э. Гриневича музей всё более развивает широкую культурно-просветительскую деятельность. С января по июнь 1920 г. при музее работали археологические курсы.
Новый этап в истории Керченского музея древностей наступает после окончательного утверждения советской власти в Крыму в конце 1920 г. Керченский историко-археологический музей (как он стал теперь называться) был подчинен Крымскому Отделу Народного Образования в лице Крымского Областного Комитета по делам музеев. Музей значительно расширил свои экспозиционные площади, его коллекции были существенно дополнены. Ввиду увеличения фондов, было возбуждено ходатайство перед городским Ревкомом о предоставлении музею особняка, ранее принадлежавшего бывшему табачному фабриканту К. И. Месаксуди, располагавшегося по ул. Свердлова. Оно было удовлетворено в 1922г.
В 1926 году в Керчи была проведена первая конференция археологов СССР, приуроченная к столетию Керченского музея. Провозглашение краеведения доминирующим направлением работы музеев внесло серьезные коррективы в деятельность Керченского музея древностей. Отныне внимание сотрудников, исследователей должно быть направлено не только на археологию, но и на другие дисциплины — историю, краеведение, этнографию. Во второй половине 1930-х годов были намечены долговременные перспективы развития музея, реализации которых помешало начало Великой Отечественной войны.
В 1931 году примыкающее к музею здание Александро-Невской церкви было передано Антирелигиозному музею, упразднённому в 1936 г., после чего здание передано Керченскому музею. В 1941—1944 году здание церкви было повреждено на 60%, и восстановлено только к 1955 году с увеличением высоты здания на 1,2 м. В 1991—1993 годах Керченским историко-культурным заповедником проведена реставрация здания с восстановлением церковного облика в экстерьере. В готовом виде здание церкви по требованию УПЦ было передано решением Керченского исполкома УПЦ Московского патриархата без эквивалентной компенсации, что привело к потере 64% экспозиционной площади музея.
С началом войны музейные коллекции, архив и наиболее ценная часть библиотеки были доставлены в город Армавир, где все это имущество погибло полностью. Многие музейные предметы были увезены из Керчи в 1943 году в Симферопольский музей, затем в Германию, откуда были возвращены только частично. Все музейные архивы погибли.
С 1944 года перед руководителями стояла задача послевоенного восстановления музея. Были приведены в порядок археологические памятники, организовывались выставки, создана новая экспозиция, выпущен путеводитель по музею.
В 1960-х годах был расширен профиль музея: созданы советский и дореволюционный отделы, картинная галерея Н. Я. Бута «Герои Аджимушкая», открыт филиал в Аджимушкайских каменоломнях, налажено проведение экскурсий на городищах: Пантикапей, Нимфей, Илурат. 3 марта 1987 г. по инициативе областного управления культуры на базе музея был создан Керченский государственный историко-культурный заповедник. В последующие годы при благотворительном содействии члена-корреспондента Российской Академии Наук В. Д. Письменного был сделан ремонт здания музея, построены экспозиции по истории античности и средневековья. Археологические исследования заповедника и поступления от экспедиций, работающих в Керчи и на Керченском полуострове, обеспечивают постоянное комплектование фондов музея.
В фондах музея хранится более 240 тысяч музейных предметов. В археологической коллекции музея: терракоты, расписная керамика, амфоры, античное стекло, монеты, а также ценные исторические реликвии. Лапидарий — уникальное собрание каменных памятников мирового значения (период с IV в. до н. э. по XIV в. н. э.): античные и христианские надгробные стелы, скульптуры, памятники эпиграфики, архитектурные детали, плиты с тамговыми знаками. Стационарная экспозиция размещена в семи залах, посвящённых истории Боспорского государства от античности до средневековья.
На выставках представлены находки из раскопок Керченского музея, экспедиций Института археологии АН СССР (ныне РАН), некоторых российских и украинских вузов, а также Государственного Эрмитажа и Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
На сегодняшний день в здании Историко-археологического музея работают постоянные экспозиции «История Боспорского царства» и «От Корчева до русской Керчи», а также размещаются сменные выставки. Во дворе музея к услугам посетителей — «Золотая кладовая», Гончарная мастерская, обзор коллекции морских якорей нового времени, а также выставка «Хозяйственный камень», где демонстрируются орудия труда античного времени.
Координаты музея: +45° 20' 50.00", +36° 28' 11.50"