История немецкой лютеранской церкви в Крыму

Лютеранская церковь
Лютеранская церковь в Симферополе

В целом, у Крыма богатое культурное наследие: в ходе истории тут жили многочисленные народности, оставившие свои следы. Наряду с караимами, крымскими татарами, армянами, русскими и украинцами в Крыму проживают и люди немецкого происхождения.

Лютеране в Крыму

Переселение немцев в Крым началось, когда царица Екатерина II опубликовала манифест «О принятии полуострова Крыма, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу» в 1783 году. Так как с 1783 года Крым был отнят у турков, вся земля его могла стать пашнями. И последовало приглашение иностранцев на принятие постоянного места жительства в Крыму. Немцев приглашали заселить пустые после многих войн территории ввиду их высокой трудовой сознательности. И многие из Вюртемберга, Бадена, Нассау, Вестфалии, Швабии, Эльзаса и Баварии добровольно последовали за призывом, так как страдали от войн с Францией. В Новороссии они были освобождены от воинской повинности, получили разрешение на свободу веры и право на собственную культуру, язык и управление.

Они основали в Крыму в период с 1804 по 1810 гг. восемь «материнских колоний»: южнее Симферополя Нейзац (сейчас Красногорское), Фриденталь (Курортное) и Розенталь (Ароматное); возле Старого Крыма — Цюрихталь (Золотое поле) и Хайлбрунн (Приветное); под Феодосией — Герценберг (Пионерское); немецкую колонию Судак под одноименной крепостью и, наконец, Кроненталь (Кольчугино) в 25 км к западу от Симферополя. От этих материнских поселений образовались большинство деревень. В 1918 году было уже 314 немецких посёлка. Немцы жили в основном как обычные крестьяне скромного достатка.

Большинство колонистов принесли собой лютеранскую веру. Решающим для образования лютеранских общин стали пасторы и пробужденные «братья» и проповедники, которые собирали общины в новых поселениях. На новой родине они строили церкви, дома для пастора и общины и, конечно, лютеранские школы, в которых занятия и богослужения проходили на немецком языке. Если церковный приход охватывал несколько деревень, то воскресные богослужения проводились учителями, в полном соответствии девизу: «Ни одного воскресенья без богослужения».

Лютеранская церковь
Лютеранская церковь в Судаке

В XIX веке была попытка объединить отдельные общины в Российской империи в одну общую церковь. В 1832 году был опубликован устав церкви «Закон о евангелическо-лютеранской церкви в России», действовавший до 1924 года. В качестве церковного органа управления были основаны «консистории». Область, подчинявшаяся одной консистории, разделялась по приходам. Крым был одним пасторским приходом под руководством старшего пастора. В Санкт-Петербурге находилась центральная консистория. Главенство над церковью принадлежало царю, лютеранская церковь, как и православная, получила статус официальной церкви государства.

Уничтожение и забвение

На начало XX века пришелся расцвет лютеранской веры в Крыму — 168 евангелических общин, 20 913 верующих. Однако вскоре наступил 1917 год, Октябрьская революция привела не только к отделению церкви от государства, но и к экспроприации церквей, пасторских домов, школьных зданий и других помещений. Также было отменено земельное разделение, обеспечивающее материальное содержание священников и учителей: так одним ударом евангелическая церковь была лишена всех её внешних средств. Хотя, как правила, помещения могли быть использованы и дальше, но общины должны были отныне платить за наем помещений, находившихся ранее в их собственности.

Лютеранская церковь в России становилась все больше «церковью-мучеником»: целью государственной политики с 1925 года было уничтожение церкви. Священники были выселены, убиты или сосланы.

В 1937 году Евангелическо-Лютеранская церковь в Советском Союзе прекратила свое существование. Уже в 1930 году начались первые насильственные выселения независимых немецких крестьян из Крыма за Урал, так как они сопротивлялись продвижению коллективизации сельского хозяйства. В августе и сентябре 1941 года по приказу Сталина около 50 000 немцев были депортированы из Крыма в Сибирь, за Урал и в Казахстан, так как он опасался их сотрудничества с оккупантами. По окончанию войны из Крыма были изгнаны последние немцы. С высылкой всех немцев церковная работа пришла в полный упадок. Церковные, школьные и общинные дома были уничтожены, разрушились или использовались советским правительством в других целях.

Лютеранская церковь
Лютеранская церковь в Евпатории

Возрождение

Лишь во времена перестройки между президентом СССР М. С. Горбачевым и немецким бундесканцлером Г. Колем было достигнуто соглашение о том, что русские немцы и их потомки могут вернуться в Германию или в Крым. Многие все же не вернулись в Крым, а уехали в Германию. В Крым вернулись, прежде всего, смешанные русско-немецкие семьи и так же многие, кто не был крымскими немцами по происхождению. Они могли быть родом из Поволжья, но теперь обосновались в Крыму. В 2001 году около 2800 жителей Крыма указали немецкую национальность. В большинстве своем они были членами немецких клубов «Ландсманшафт» либо «Видергебурт».

Так заново образовывались общины. Вскоре общины в Крыму стали многочисленны. В настоящее время в Крыму существуют семь зарегистрированных общин, принадлежащих Немецкой Евангелическо-Лютеранской Церкви Украины, законной правопреемнице ранее существовавшей лютеранской церкви в Российской империи. Параллельно существуют несколько свободных общин, не желающих придерживаться официальной церкви и духовно не руководимых официально посвященными в сан пасторами. Порой возникают раздоры, такие как спор о немецкой лютеранской церкви в Ялте: эта церковь была возвращена ялтинской общине и отремонтирована на средства Баварской церкви-партнера. Но в общине начались разногласия, и бывший председатель общины отделился от нее, провозгласил себя пастором и основал собственную общину.