Древний период Черноморского
Поселок Черноморское (Тарханкут) имеет древнюю интересную историю. Первыми цивилизованными обитателями Западного Крыма, которые оставили о себе память, были легендарные киммерийцы. По предположению археолога П. Н. Щеглова, местность эту в древности населяли также племена саттархов, чью тайну хранят многочисленные, ещё не раскопанные курганы. Но это лишь гипотеза, которая ждет своего подтверждения в археологических исследованиях.
Археологическими и документальными источниками доказано проживание на территории современного поселка греков. В ходе колонизации Крыма они дошли до его западного побережья, основали здесь ряд поселений, в том числе и крупное укрепленное городище Калос-Лимен, входившее в хору Херсонеса. На протяжении веков несколько раз менялись хозяева Калос-Лимена, за него длительное время боролись эллины и скифы. Греки недолго владели Калос-Лименом; на рубеже нашей эры здесь утверждаются скифы. И хотя Калос-Лимен просуществовал до первых веков нашей эры, античный историк Арриан в своем перипле, относящемся ко второй четверти II века новой эры, называет это поселение скифским городом. Он просуществовал до II века новой эры.
Через несколько столетий, Западный Крым заселяют тюркоязычные племена, представители так называемой салтово-маяцкой культуры, пришедшие из Приазовья и Нижнего Дона. Возможно, на месте нынешнего посёлка Черноморское существовало их небольшое осёдлое земледельческое поселение аильного типа, поскольку, в ходе раскопок городища Калос-Лимен археологи находили характерную лепную керамику VII–X веков нашей эры. Впрочем, состав поселения вскоре снова меняется. В Крым вторгаются кочевники: половцы-кипчаки, пришедшие в X–XII веках с Волги и Урала. Их обитание на Тарханкуте подтверждается археологическими находками, наиболее интересные из которых — массивные каменные изваяния, так называемые «половецкие бабы». Одно из них было обнаружено трактористом В. С. Савченко в 1964 году во время пахоты в окрестностях пгт Черноморское.
Половцев постигла участь многих племен, населявших Крым в древности. Они слились с представителями других, пришедших на полуостров, народов. При раскопках городища Калос-Лимен археологической экспедицией под руководством П. Н. Щеглова в 70-е годы XX столетия была найдена византийская монета, датированная XII веком, а со дна бухты Узкая подняты горла двух амфор XIII–XIV веков. Изменённые названия древнего города Калос-Лимена — Калолимен, Варанголимен появляются на итальянских портоланах. Возможно здесь, на берегу небольшой и удобной бухты Узкая, венецианские или генуэзские купцы создали свою торговую факторию, через которую вывозили закупленные у местного населения соль и хлеб.
В крымско-татарский период на побережье нынешней бухты Узкая возникает селение Акмесджит, а немного позже — деревушка Шейхлар. Информацию о них мы находим в книге «Крымское ханство», изданной в 1784 году немецким автором Тунманном, профессором университета в Галле (Германия). Рассказывая о Каркинитском заливе, омывающем с севера Тарханкутский полуостров, он отмечал: «… впоследствии этот залив называли Некропила, а позднее у итальянцев Негропила или Гольфо ди Нигрополи, турки называли его Олу-Денгиси, Мертвое море или Ак-Месджид Лиман. Он очень неглубок, так что во многих местах можно передвигаться по нему только на плоскодонных шлюпках». И далее: «… Ак-Месджид — маленький городок у Мертвого моря с малонадежной гаванью. Мне кажется, здесь находится Калос-Лимен древних». Проживавшее в этих местах население занималось, в основном, скотоводством и в меньшей мере хлебопашеством. Подробную и разнообразную информацию о хозяйстве, культуре, быте, исторических преданиях крымских татар дал нам известный турецкий путешественник середины XVII столетия Эвлия Челеби в своей «Книге путешествий»: «… Все селения (Западного Крыма — авт.) находятся в степи без деревьев, без садов и без виноградников. Весь народ здесь топит бычьим, верблюжьим и лошадиным навозом … Они собирают довольно большие урожаи. Все стены их домов сложены из земляного кирпича и из широкого кирпича из навоза. А украшением их является грязная солома. Эти селения находятся в степи и не имеют воды. Воду достают лошади бурдюками из колодцев, и жители поят скот и пьют сами. За гостем ухаживают хорошо. Угощают щедро кониной, похлебкой ляхсе, талканом и куртом, а также сладкой, как мед, бузой, которая называется тарма и максума».