Церковный грот Качи-Кальона

Церковный грот Качи-Кальона (св. Анастасии)

Церковный грот — это последний из доступных, 4-й грот монастыря Качи-Кальон, далее тропа закрыта каменным обвалом.

В крымской природоохранной культуре ярко прослеживается наличие комплексности природных сакральных объектов. Структура такого комплекса включает в себя 2–3 «священных» объекта природы и чаще всего встречается в виде своеобразного «священного урочища» — «священная» гора (скала, пещера) — «священный» источник — «священное» дерево. Наиболее ярким примером такого комплекса в настоящее время выступает пещерный город Качи-Кальон вблизи с. Баштановка в долине р. Кача.

Здесь в глубине грота, получившего у местного населения имя «Церковного» (в гроте раньше располагалась часовня), вытекает источник св. Анастасии. Источник св. Анастасии, является главной природной святыней православного населения Качинской долины. Воде источника приписывают чудотворные целительные свойства на протяжении многих столетий. А в нескольких метрах ниже источника растет многосотлетнее дерево черешни, причудливо изогнутое в виде молящегося (коленопреклоненного) человека. К черешне относятся тоже как к местной святыне — хранительнице чудотворного источника. Таким образом, грот, источник и черешня в Качи-Кальоне представляют собой полный природный сакральный комплекс.

Известный крымовед В. Х. Кондараки в 1873 г. писал о скале Качи-Кальона: «По рассказам греков она названа Кальоном, потому что в древности здесь существовало какое-то капище с истуканом того же имени». Святость этого места, основанная на почитании источника воды, продолжалась и после искоренения языческого культа. Так, на основе древнего языческого капища в долине реки Качи с IX по XV века существовал православный пещерный монастырь Качи-Кальон, одна из частей которого располагалась непосредственно в гроте с источником. Вполне логично предположить, что и языческое капище находилось именно возле святого источника — единственного водного объекта в округе, а в капище наши предки-язычники могли поклоняться божеству плодородия, ассоциируемому в древних культах с источниками воды.

После завоевания Таврики войсками турок-османов (1475 год) на Качи-Кальоне существовали две христианские церкви, а после присоединения Крыма к Российской империи здесь действовала киновия св. Анастасии Узорешительницы, приписанная к Успенскому скиту. Во времена советской власти киновия была ликвидирована, но местное население продолжало ходить к «священному» источнику за водой.