К Бахчисарайскому менгиру из Бахчисарая

Бахчисарайский менгир
Бахчисарайский менгир. Балка Богаз-Сала. Крым

Поход в Менгирную балку (Богаз-Сала), где стоит Бахчисарайский менгир, может служить примером несложного и легкодоступного похода выходного дня. Он не займет много времени и подходит для людей практически любого возраста и уровня подготовки. Отличный вариант для зимнего времени года, когда короткий световой день не дает возможности планировать продолжительные маршруты по Крыму.

Описание маршрута

Путешествие начинается на западной окраине Бахчисарая в Староселье (другое название — Салачик). Добраться сюда можно маршруткой № 2. Здесь её конечная остановка. На небольшой площадке, где останавливаются маршрутки, всегда многолюдно — тут начинается популярный маршрут в Успенский монастырь и на Чуфут-кале. От площадки отходят три улицы: та по которой мы приехали; дорога к Успенскому монастырю, уходящая чуть вверх; улица Басенко, которая и есть начало нашего маршрута. Между ул. Басенко и дорогой к монастырю находится двухэтажное кафе в татарском стиле. На нужную нам улицу выходят его глухие задние стены.

Напротив дома № 87, сразу за небольшим трансформатором, стоящим слева от дороги, необходимо будет свернуть на тропу, уходящую вверх. Она проходит мимо трансформатора, сарая, оставляя его по правую руку, и выходит к подножью скалы с неглубоким гротом. Далее тропа огибает подножье скалы и выводит к узкой расселине Эшек-Сокмак. По расселине за несколько минут поднимаемся на плато.

На плато открывается широкая равнинная поверхность, ограниченная справа обрывами, а слева невысоким, поросшим лесом склоном.

Бахчисарайский менгир. Грот
Грот рядом с Бахчисарайским менгиром

Буквально в нескольких шагах от выхода из расселины, перпендикулярно направлению подъема, проходит широкая двухколейная грунтовка. Достигнув её, повернем направо и продолжим движение по ней до развилки. На развилке выбираем левое ответвление, идущее к лесочку. На опушке леса важно не пропустить ответвляющуюся от дороги вправо слабозаметную тропку, она пойдет по склону в лоб. Чуть выше тропка станет более отчетливой и вскоре выведет к бетонному столбу с надписью: «Газопровод. Проезд и проход запрещен». За столбом, перпендикулярно к тропке, обнаружим широкую грунтовку.

Если выход на тропу не был найден, то дорога, в конце концов, выведет к той же грунтовке, но значительно дальше, и к столбу придется возвращаться. Параллельно основной грунтовке будет идти еще одна, менее наезженная, а спустя немного времени будет развилка, где будут пересекаться несколько дорог. Нужна та, которая ответвляется влево-вниз. Но по ней буквально несколько шагов и налево, на еще одну грунтовку, тоже двухколейную, но менее заметную.

Развилка дорог находится близ верховья Менгирной балки — цели путешествия, а грунтовка, на которую свернули, будет идти вдоль левого её борта. Справа от дороги — небольшой лесочек. Чуть дальше заросли станут менее густыми и откроется обзор на противоположный борт балки. Уже отсюда будет хорошо виден навес Тешик-Коба — Дырявый грот — скала с искусственной вырубкой в форме арочного проема. Вскоре будет тропка, отходящая от дороги и спускающуюся в балку. Можно воспользоваться ею, а можно пройти дальше и выйти прямо к менгиру. Для этого продолжаем двигаться далее, пока не увидим, что дорога сворачивает вправо-вниз. Рядом с этим поворотом есть небольшой тур. Отсюда дорога сужается и превращается в тропу, которая плавно скользит вниз по склону, проходя под линией электропередач, огибая справа «бараний лоб» — покатый выступ коренной породы, и за ним, уже более круто, спускается в балку. Не стоит идти по тропе до самого днища. Примерно на середине склона есть ответвление вправо. Ориентиром на него будет куст можжевельника справа от спуска. Рядом небольшой тур непосредственно у самой тропки. От поворота, буквально через несколько десятков метров, вы окажетесь на поляне возле большого вертикально стоящего камня. Это и есть менгир.

От поляны с менгиром слабая тропка ведет вниз, пересекает русло пересыхающего ручейка и поднимается на грунтовую дорогу, идущую по днищу балки.

Сворачиваем на грунтовке вправо и идем по направлению к недостроенному домику. Напротив домика под деревьями будет родничок, где можно пополнить запас воды. В конце лета он, правда, едва струится.

Схема маршрута к Бахчисарайскому менгиру
Схема маршрута к Бахчисарайскому менгиру. Цифрами обозначены: 1 — менгир, 2 — Дырявый грот, 3 — родник

Домик может оказаться не пустым, иногда там обитает пастух, пасущий коров в балке. Никаких отрицательных намерений по отношению к туристам он не проявляет.

От родника к дырявому гроту поднимаемся прямо по склону.

После осмотра всех достопримечательностей можно вернуться той же дорогой, а можно подняться выше, на кромку правого склона. Там, вдоль борта балки, будет идти такая же двухколейная дорога, как и та, по которой мы шли сюда. Выйдя на неё, сворачиваем направо и идем до пересечения с широкой грунтовкой. На грунтовке снова поворачиваем направо и минут через 20 выходим к знакомой уже развилке у верховий балки. Отсюда возвращаемся к столбу с табличкой «газопровод…» и спускаемся вниз той же тропой. Дальнейший путь уже вам не в новинку. Если осталось немного времени, возвращение можно слегка разнообразить — пойти не по дороге, а вдоль обрыва, что намного живописнее. От развилки к обрыву ответвляется тропка, выводящая на небольшой мысок, с которого видно сразу три долины, рассекающие останцовые массивы. На этой скалке можно сделать привал. Тут самое живописное место на маршруте. Если повезет, можно увидеть парящих в воздухе хищных птиц. Напротив — гряда зубчатых скал — оконечность возвышенности Беш-Кош. Возвышенность знаменита уникальной палеонтологической находкой: здесь были обнаружены кости задней конечности утконосого динозавра.

От скалы вдоль обрыва возвращаемся до нашей расселины и спускаемся вниз на ул. Басенко.