Пещеры горы Басман
Пещеры Басмана — интересный памятник природы в Крыму, заслуживающий пристального изучения. Здесь известно 8 пещер и одна шахта «Медвежья». Наиболее интересны для посещения — пещеры № 3, 5 и 7. Череда пещер открывается неглубокими гротами. Один из них жилой. Говорят, здесь когда-то жил монах-отшельник. Сейчас, видимо, это одно из мест стоянок спелеологов.
Все пещеры располагаются на разных высотах, на их стенах видны кольцевые желоба разных размеров, как бы опоясывающие пещеру на разных уровнях от входа. Характерные следы течения воды на поверхности этих желобов также показывают, что сток был направлен внутрь массива. Наконец, найдя на дне нескольких пещер гальку песчаника, которая могла попасть суда только из верховьев реки Донги, можно окончательно сделать вывод, что все пещеры Басмана — это древние пещеры-поноры. Около миллиона лет назад дно долины Донги располагалось как раз на уровне известняковой «шапки» хребта Басман. Очевидно, часть стока реки поглощалась в левобережных понорах и через карстовые полости уходила через местный водораздел на запад, в долину реки Писары. Сейчас Донга врезалась в податливые сланцы и песчаники более чем на 100 метров и неторопливо журчит по обомшелым камням, даже не показывая вида, что все пещеры Басмана — это её воды дело…
Археологи обнаружили в пещерах выровненные полы, подпорные стены, подтески сводов, гнезда для балок перекрытий и навесов. Значит, пещеры Басмана были когда-то приспособлены для постоянного обитания. Об этом свидетельствуют также остатки очага в одной из пещер, подле которого собраны обуглившиеся зерна злаков.
В обрыве между пещерами есть высеченные в стене гнезда и выступы следы деревянных висячих лестниц, которые соединяли пещеры разных ярусов и выходили наверх. Здесь, на небольшой наклонной площадке, доныне возвышается мощная оборонительная стена Басманский исар.
Единственной загадкой было наличие воды. Сейчас в пещерах её нет, но ведь должен был быть независимый источник! Судя по кольцам на стенах пещеры, отражающим уровни подземной воды здесь в древние времена было подземное озеро.
Под глыбовым навалом в последней пещере Басмана археологи обнаружили развалины миниатюрного одноапсидного храма-часовни. Храм был сложен из местного бута на известковом растворе, перекрыт туфовым сводом, имел одно окно и одну дверь в западной части. Вокруг храма располагалось несколько могил с восемнадцатью мужскими, детскими и женскими погребениями, датируемыми XIV веками. В конце XIV века храм был разрушен при сильном землетрясении, хорошо известном по средневековым письменным источникам. Не обошлось и без человеческих жертв: в глубине пещеры был обнаружен костяк человека, раздавленного рухнувшей на него глыбой.
Значит, пещерное озеро исчезло после землетрясения.
Какие же народы жили в этих местах? Крымские горы, и особенно их Главная гряда издавна служили местом обитания тавров. Здесь располагались их охотничьи угодья, святилища и некрополи. В ближайшей округе Басмана — близ бывшей деревни Лесниково (б. Стиля) находится таврский могильник из каменных ящиков. Он был исследован в 1954 г. археологами Горного отряда Крымского филиала АН УССР. Конструктивные особенности и размеры каменных ящиков характерны для таврских могильников среднего этапа, датируемых V–IV вв. до н.э. При раскопках найдены фрагменты чёрной лепной керамики, бронзовые кольца, кремневый инвентарь —нуклеусы и ножевидные пластинки.
Недалеко от Басмана — на перевале Гурзуфское седло находилось древнее таврское святилище. Великолепные находки археологов — монеты со всего античного Причерноморья, бронзовые и серебряные статуэтки Посейдона, Зевса и других греческих богов и героев свидетельствуют о характерном для тавров береговом пиратстве — когда грабились корабли, выброшенные в непогоду на скалистые берега Таврики.
В позднеантичную и раннесредневековую эпохи население окрестных долин занималось земледелием. В VII–VIII вв. пришествие хазар, а впоследствии печенегов и половцев вынудило потомков тавроскифовсарматоалан находить убежище в недоступных степнякам горах. От раннего средневековья, от готских завоеваний осталось название речушек Марта (нем. имя собств.) и Стиля — «штилле» (др. нем.) — «тихая», в отличие от Донги (тюрк.) — «звенящей». В VIII–Х вв. происходит переориентация хозяйственного уклада жителей Таврики. Земледелие поливных речных долин сменяется отгонным скотоводством. Стадо скота при военной опасности можно угнать в горы, спрятать в труднодоступном горном убежище, ограждённом стенами. Постоянная военная опасность постепенно, в XII–ХIII вв. приводит к образованию класса феодалов, под чьей защитой находились мирные поселения речных долин и в случае военной опасности мужчины становились воинами-защитниками замков, расположенных на неприступных утёсах гор. И от горных убежищ древние скотопрогонные дороги вели на яйлы — прекрасные летние пастбища, используемые с древности. Старые стены на яйле, ограждающие отвесные обрывы от падения туда овец — свидетели тех времён. Да и названия вершин говорят сами за себя — Кемаль-Эгерек — «место, куда Кемаль гоняет овец».
Отголоски средневековых войн отражены в легенде о Золотой колыбели Басмана.