Ханжонков Александр Алексеевич

Ханжонков А. А.
Ханжонков Александр Алексеевич

Александр Ханжонков (1877–1945) — российский предприниматель, организатор кинопромышленности, продюсер, режиссёр, сценарист, один из пионеров русского кинематографа, основатель Ялтинской киностудии.

На счету Ханжонкова множество важнейших достижений в развитии российского кино. В 1911 году на экраны вышел первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя», совместно поставленный Ханжонковым и Гончаровым, и большей частью снят в ялтинских павильонах. В 1912 году компания Ханжонкова выпустила в прокат первый в мире мультфильм, снятый в технике объёмной анимации — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами».

Ханжонков был единственным из крупных российских кинопроизводителей, кто создал в своём ателье специальный Научный отдел для съёмок образовательных, видовых и этнографических фильмов, выпускавший ленты по сельскому хозяйству, географии, зоологии, ботанике, медицине с привлечением ведущих российских специалистов. Он первым в России начал снимать кино в построенных им павильонах. В этом было ноу-хау: зимой в павильонах снимать лето, а летом — зиму.

С Ялтой у Ханжонкова связана вся жизнь. Первую часть жизни он прошел как военный. Участвовал в двух войнах. Деньги, данные ему государем, полностью вложил в развитие отечественного кино. Попав под влияние первых лент, увидев в 1905 году в ростовском «биографе» легендарный люмьеровский ролик «Прибытие поезда», он был «опьянён», «пленён» и «поражён». Ханжонков отправляется за границу, начинает знакомиться с кинотехникой, вкладывает средства в постройку студии. За работой этого грандиозного человека с интересом наблюдает сам Николай II.

Заставка Ханжонкова
Заставка, которая открывала фильмы производства ателье Ханжонкова

Но грянула революция. Ханжонков покидает страну, уезжает за рубеж. Его уговаривают вернуться в советскую Россию, начать сотрудничать с новым режимом. Влюбленный в кино, он еще на что-то надеется и возвращается. И видит, как на его глазах рушатся павильоны, им созданные. Приходит в упадок все то, чему он посвятил жизнь. Власть практически надругалась над этим человеком, над его мечтой. И сейчас все повторяется. Павильоны знаменитой Ялтинской студии разрушены, а территория зарастает бурьяном.

В 1926 году Ханжонков вместе с группой руководителей «Пролеткино» был арестован по уголовному делу о финансовых злоупотреблениях в этой организации, но вследствие отсутствия доказательств его вины освобождён, однако, получил запрет на работу в области кинематографа и был лишён политических прав. Здоровье его сильно пошатнулось, остаток своей жизни он проводит в инвалидной коляске, ездит по набережной Ялты и просит подаяние.

В 1934 году Ханжонков обращается к председателю кинофотоуправления Борису Шумяцкому с письмом, в котором пишет о своем бедственном материальном положении. Письмо возымело действие — Ханжонков был реабилитирован и в 1935 году за заслуги в развитии кинопроизводства ЦИК СССР установил А. А. Ханжонкову персональную пенсию Союза кинематографистов. Умер Александр Алексеевич в Ялте 26 сентября 1945 года. По решению Ялтинского горисполкома останки его перезахоронены на кладбище Поликуровского мемориала.

26 августа 2011 года в Ялте в рамках XII Международного телекинофрума «Вместе» состоялось торжественное открытие памятника Александру Ханжонкову на Пушкинском бульваре.