«Потемкинские деревни»
В 80-х годах XVIII века началось интенсивное заселение крымских земель русскими (под «русскими» до начала XX века во многих литературных источниках понималось все восточнославянское население — русские, украинцы, белорусы). К проблеме заселения Тавриды достаточно ответственно отнеслась Екатерина II. Место для новых поселений выбиралось не абы как. Во-первых, не исключалась вражеская интервенция на территорию Крыма. Во-вторых, не менее важно стоял вопрос безопасности в регионе, заселённом преимущественно коренными жителями, которые относились к экспансии русских отрицательно.
Первыми поселенцами были воины Екатеринославского и Фанагорийского полков, оставленные в Крыму для охраны рубежей Российской империи. Поселены солдаты были на целинных землях в Симферопольском и Феодосийском уездах. А к 1786 г. на картах Крыма уже обозначились первые солдатские деревни у стратегически важного шоссе Симферополь—Феодосия — Санкт-Петербургские мазанки, Зуя, Курцы, Петровская слобода, Изюмовка.
Помимо отставных солдат, на крымские земли переселялись государственные и помещичьи крестьяне из южных губерний России и Украины. Среди поселенцев было много беглых крестьян, бродяг, даже каторжников. Такой контингент тоже был приемлем на новом месте: наместник императрицы Екатерины II князь Григорий Александрович Потемкин закрывал глаза на беззаконие и умышленно потворствовал беглецам, руководствуясь целью заполнить людьми пустынный край.
Все казалось бы хорошо, но сам по себе стал вопрос о том, кто будет за хозяйством смотреть? Где женщин взять? Нет их в Крыму!
Это действительно была проблемой Тавриды тех лет. Женщины, женщины. Об их отсутствии в те первые десятилетия освоения Тавриды писали все: и путешественники, и сотрудники администрации, но еще труднее переживал простой люд. Дело в том, что браки с иноверцами категорически исключались и потому ни крымские татарки, ни прекрасные караимки, ни крымчачки не могли быть невестами, а, следовательно — и женами.
Поэтому одним из первых в деле заселения встал вопрос о переводе жен отставных солдат с обжитых мест в Тавриду. Для этого солдатам давали отпуск за казенный счет, чтобы они могли забрать семьи, или же, по распоряжению князя, холостым привозили в жены девушек и вдов из разных российских губерний. По центральным губерниям России ездили вербовщики, сватая молодых вдов, девиц на поселение в Тавриду.
В Крымском государственном архиве есть любопытнейший документ: донская казачка Марфа Алпатьева зарубила топором своего мужа, который надо полагать «достал» ее своими побоями и пьянством. Окружной атаман вынес обычное в таких случаях наказание розгами, но счастливый случай вмешался в судьбу Марфы. На уже подписанном приговоре есть вновь дописанная резолюция: «На основании вновь поступившего указа императрицы наказание отменить. Отправить в Крым и выдать замуж».
Как следует из документов, в Тавриду Марфа была доставлена, и приговор незамедлительно был приведен в исполнение.
Так возникали первые «потемкинские деревни», вошедшие в историю с двоякой славой: с одной стороны, как «бутафорные», «показушные», почти что не существующие, а только наспех выстроенные, чтобы предстать взору царицы во время ее путешествия; с другой стороны, как реальные, выстоявшие во времени, и означенные на современных картах Крыма.
Одна из бывших «потемкинских деревень» — Санкт-Петербургские мазанки, а в настоящее время село Мазанка — стала объектом исследования сотрудников Крымского этнографического музея. Сейчас в селе насчитывается более 700 дворов (около 3000 жителей). По опросу, основное население Мазанки — русские, около 15% украинцев, в основном прибывших в 50-е годы, и примерно 5% крымских татар, которые стали селиться здесь с конца 80-х годов.
По воспоминаниям старожилов, передается из поколения в поколение история заселения Мазанки. Первыми были завезены в эту холмистую, окруженную лесом, местность 12 отставных русских солдат. …В жены им были привезены девушки из Курской и Орловской губерний. Судьбы их решились, что называется, по шапкам, которые было велено солдатам оставить у дороги. Выбрав фуражку, девушка должна была стать женой ее владельца. Так, без любви и долгих ухаживаний была справлена одна большая свадьба.
Из первых заложенных землянок вскоре стали вырастать хатки. Строились они из самана, а внутри и снаружи обмазывались глиной — отсюда и пошло название села «мазанки». Некоторые из них сохранили свой первозданный вид до наших дней.