Пещерные города Крыма
«Пещерные города» Крыма — название, присвоенное русскими путешественниками и учёными целому ряду средневековых городов, поселений и монастырей, наземные постройки которых в значительной мере разрушились, а вспомогательные помещения, вырубленные в скалах, сохранились, создавая впечатление основных сооружений. Собственно городами были Эски-Кермен, Мангуп-Кале, Чуфут-Кале и Кыз-Кермен. К более мелким укреплённым поселениям, превратившимся в своего рода феодальные замки, которые также традиционно причисляют к пещерным городам, относятся Бакла, Тепе-Кермен, Сюйренская крепость, Каламита, Кыз-Куле. Называют «пещерными городами» и монастыри. Наиболее известные из них являются Успенский, Качи-Кальон, Шулдан, Инкерманский, Челтер-Коба и ряд других.
Список пещерных городов
Историческая информация
«Пещерные города» — удивительные своеобразные историко-археологические памятники средневекового Крыма. Почти все они расположены в пределах Бахчисарайского района на горах-останцах, так называемых столовых горах Внутренней гряды Крымских гор, среди удивительной природы, которая на небольшом пространстве сосредоточила все, что поражает воображение — горы, леса, ущелья и головокружительные обрывы.
В те далекие времена жить в богатых и удобных долинах было опасно, так как Крымский полуостров подвергался бесконечным набегам кочевых племен. В такие периоды людям, которые жили здесь, приходилось покидать свои жилища и уходить в горы, в безопасные места, либо поблизости строить оборонительные сооружения. К таким сооружениям, огражденным мощными оборонительными стенами с боевыми башнями, пещерами, неприступными казематами и естественными преградами — обрывистыми неприступными скалами, относятся «Пещерные города», построенные в VI–X вв. потомками тавров, скифов, сармато-аланов, греков-эллинов.
Дело в том, что население средневековой Таврики сформировалось на базе разноэтнических групп, пришедших на полуостров в разное время. Одним из древнейших обитателей полуострова были тавры, упоминание о которых встречается в письменных источниках. Возможно, по имени этих племен назывался полуостров в античный и средневековый периоды истории и до XV в. Византийский историк, писатель и военный деятель Прокипий Кесарийский называл полуостров Таврией, в древнерусских летописях он упоминается под названием Таврика. В XIII в. на полуостров вторгаются монголо-татары. Татарская администрация, обосновавшись в городе Солхате, в то время крупном торговом центре, дала ему новое название — Крым. В XV в., когда Солхат утратил свое значение, а татарская администрация переселилась в западную часть края, название Крым постепенно распространилось на весь полуостров.
В 1475 г. Крымский полуостров завоевывают турки. В течение 300 лет он находился под властью Османской империи.
После длительной борьбы России с Турцией за выход к южным морям Крым в 1783 г. был присоединен к России. Теперь «пещерные города» утратили свое первоначальное назначение. Их жители переселились в близлежащие города. «Пещерные города» опустели.
В литературе первые сведения о «пещерных городах» встречаются в XIII в. Это, в основном, краткие упоминания в заметках путешественников, географических обзорах в некоторых исторических документах. Довольно подробное описание «пещерных городов» оставил Мартин Броневский — посол польского короля Стефана Батория к крымскому хану. Мартин Броневский побывал в Крыму в 1578 г., и его рассказ представляет интерес как свидетельство очевидца.
Первые научные описания «пещерных городов» принадлежат академику П. С. Палласу, выдающемуся ученому XVIII в. Немало сделано в изучении «пещерных городов» видным исследователем Крыма академиком П. И. Кеппеном в XIX в. и нумизматом, историком и археологом А. Л. Бертье-Делагардом в конце XIX — начале XX в.
Археологические исследования «пещерных городов» продолжили современные ученые В. П. Бабенчиков, Е. В. Веймарн, А. Г. Герцен, О. И. Домбровский, Н. И. Репников, Д. Л. Талис, Ф. И. , А. Л. Якобсон и др.
Название «пещерные города» — условное. Застройка их состояла из жилых наземных сооружений и многочисленных высеченных в скалах помещений оборонительного, хозяйственного, погребального и культового назначений. Наземные постройки сохранились плохо. Остались главным образом пещеры, давшие повод путешественникам XVIII–XIX вв. полагать, что они использовались для жилья. Отсюда и название городов «пещерные».
Группы пещерных городов
«Пещерные города» в Крыму разделены исследователями на три группы.
В первую входят значительные по площади города — Экси-Кермен, Мангуп, Чуфут-Кале и Кыз-Кермен.
Ко второй группе относятся хорошо укрепленные крепости-замки, расположенные на небольшой площади (до 2 га): Тепе-Кермен, Бакла, Сюйренская крепость, Каламита, Кыз-Куле и др.
К третьей группе относятся христианские монастыри, высеченные в отвесных обрывах скал: Успенский, Челтер, Шулдан, Инкерманский, Качи-Кальон и др. Они не имели специальных оборонительных сооружений. В пещерах располагались монашеские кельи, храмы, ризницы, усыпальницы и другие культовые и хозяйственные помещения.
Интересна история пещерных монастырей. Появляются они в конце VII — начале IX в. Возникновение их связывают с иконоборческим движением в Византии. Это движение по существу являлось внешним проявлением внутриполитической борьбы между светской властью Византии и монастырями, сосредоточившими в своих руках огромные земельные владения. Начало иконоборчеству положил византийский император Лев III Исавр, издавший в 726 г. эклогу против почитания икон. Новый император Константин V созвал церковный собор, который осудил иконопочитание как идолопоклонство. При этом преследовались совсем не религиозные цели — иконоборчество было лишь предлогом. Императоры стремились сломить экономическое могущество церкви. Крупные монастыри ликвидировались, их имущество и земли переходили в собственность государства, здания превращались в казармы, монахов силой заставляли вступать в брак или отправляли в армию. Они бежали в отдаленные области империи и за ее пределы. Массы беглых монахов стекались в Крым. Они и основали в долинах рек, в обрывистых скалах монастыри.