Исцеления у Косьмо-Дамиановского источника (Савлух-Су)

«К цельбоносному источнику Косьмы и Дамиана, — рассказывает историк Ф. С. Рождественский, — идут и старые, и малые, и больные, и здоровые, без различия исповеданий и религий: православные и русские и греки, католики, лютеране, татары, караимы, талмудисты, евреи и др. Все идут к целебному источнику с верою и надеждою получить исцеление от своих недугов телесных и душевных».

Косьмо-Дамиановский источник
Косьмо-Дамиановский источник

Полковник Афинеус несколько лет не владел правой рукой. После молебна он омылся в источнике и выздоровел. Служанка из Балаклавы Параскева избавилась от водянки, жительница Бахчисарая Папалекси — от глухоты; вернулось зрение внезапно ослепшему татарскому пастуху из Бешуи, который затем ежегодно приходил к святому источнику и в благодарность за исцеление зажигал свечи… Слепой симферополец Попов исцелился заочно: он умылся привезенной из источника водой и прозрел —«как бы некая чешуя свалилась с глаз его».

В 1851 году архиепископ Иннокентий решил назначить попечителей для Косьмо-Дамиановского источника. Ими стали настоятель алуштинского храма святого Феодора Стратилата — священник Дмитрий Черняев и староста — купец Андрей Коротенко. Спустя еще два года было определено открыть при источнике киновию, но Крымская война и недостаток средств помешали этому богоугодному делу. Кто знает, на сколько бы еще затянулось начало благословленного пустынножительства, если бы сами бессребреники не позаботились о том.

Однажды к источнику приехал симферопольский купец первой гильдии Иван Потапович Санютин» потомственный Почетный гражданин и староста кафедрального Александро-Невского собора. Он долго страдал от лихорадки, нервного расстройства и слабости тела.

После молебна, окунувшись в купель, он совершенно выздоровел. В благодарность за чудо исцеления купец построил при источнике деревянный двухкомнатный дом, в котором в 1857 году поселились первые насельники киновии — иеромонах и два послушника. Кроме того, он соорудил над источником колодезный сруб с образом святых и дал обет выстроить на сем месте малую церковь с двумя купальнями, а вблизи несколько келий для иночествующих и паломников. Таким образом началось строительство обители святых Косьмы и Дамиана.

Записи из монастырской книги

С 1899 года в специальной монастырской книге велись записи об исцелениях, происходивших у святого источника.

Осенью 1899 года в обитель пришла жительница Евпатории Елена. Страдающая болезнью ног (они сплошь были покрыты ранами), она, пересиливая боль, добралась до источника. Придя в монастырь, Елена тут же уснула. Во сне она увидела «двух светлых мужей». Утром женщина заказала молебен святым Косме и Дамиану, после чего искупалась в источнике. Три дня Елена говела, и, причастившись Святых Христовых Тайн, уже здоровая, вернулась домой.

У одного крымского татарина-извозчика заболел младший сын. Мальчик стал заикаться и с трудом выговаривал слова. Отец обратился к своему мулле, и тот посоветовал ему съездить в Косьмо-Дамиановский монастырь, взять оттуда хлеба и им покормить мальчика. Ведь хлеб, добавил мулла, печется в обители с благоговением и на воде, которая берется из святого источника. Отец так и сделал: попросил в монастыре хлеба и давал его больному. Ребенок вскоре поправился.

Косьмо-Дамиановский источник
Косьмо-Дамиановский источник в день святых бессребреников

В деревне Аип (современное Ботаническое, Раздольненского района) Евпаторийского уезда три года болел глазами грек Никита Карпович Кочеджиев. 30 июля 1907 года, совсем ослепший, он решился на поездку в Косьмо-Дамиановский монастырь. Призвав братьев-бессребреников на помощь, умылся водой из источника. В первую же ночь, на 31 июля, он получил исцеление и стал хорошо видеть.

1 июля 1908 года прибывший из Гурзуфа на престольный праздник монастыря грек Кирилл рассказал следующее. Он болел год и почти не вставал с постели. Доктора считали, что дни его сочтены. В конце июня во сне ему явились четыре мужа и сказали: «Мы — Косьма и Дамиан и апостолы Петр и Павел. Сходи в Косьмо-Дамиановский монастырь и будешь здоров». С трудом добравшись до обители, он заказал молебен святым чудотворцам и искупался в источнике. И снова чудо — из купели он вышел совершенно здоровым.

Это лишь несколько примеров из толстой и ветхой книги исцелений.

Исцеления в наши дни

А вот свидетельства о чудесах, произошедших у источника в наши дни.

«В июне 2002 г. я посетила Косьмо-Дамиановский монастырь в составе экскурсии. Было очень жарко, и мы ополоснули лицо водой из родника. Уже на следующий день я обратила внимание на то, что мое зрение значительно улучшилось. Накануне поездки я разбила очки, которыми пользуюсь с детства. По возвращении домой я проверила зрение у своего врача, который очень удивился: зрение существенно улучшилось, и он выписал рецепт уже на совсем другие очки, которыми я пользуюсь до настоящего времени. Зрение, серьезные недостатки которого установлены еще в детстве, стало достаточно приличным. Бесконечно благодарна за исцеление.» — Татьяна С, г. Одесса

«В августе 2002 г. исцелились сын и дочь, 12 и 8 лет, болевшие астигматизмом. После омовения в источнике до сих пор имеют стопроцентное зрение.» — Юрий Гоманков, г. Кривой Рог

«30 июля 2004 г. я посетила источник св. Косьмы и Дамиана. Прошлась по ручейку. Набрала воды. У меня артрит правой руки, она поднималась только до плеча. Приехала домой и стала понемногу пить воду утром и вечером. Через месяц рука выздоровела и стала полностью подниматься вверх. Слава Богу за все!» — Наталья И., Донецкая обл., г. Кировское

Чудеса от монастырской воды и молитв к бессребреникам происходят ежедневно. Благо, живительная влага этого родника сегодня есть во многих уголках Крыма и даже за его пределами. Она разливается в бутылки и распространяется по храмам епархии, где ее могут приобрести все желающие.

Корень болезни — грех, и без покаяния и исправления полностью от недуга никогда не избавиться. Но бывают и исключения, которые мы называем чудесами. Окунулся в святую купель — и исцелился, попил воды — и боль прошла. Важно понимать, что такие исцеления Господь нам подает как бы авансом, в надежде на то, что мы изменим себя в лучшую сторону. И кто знает, с какой силой может вернуться болезнь, если после исцеления мы не станем добрее и смиреннее.