Памятник «Свободы»

Этот памятник открывали дважды: первый раз он был выполнен из гипса, второй раз — из бетона, хотя задумывали бронзовый.

Памятник Свободы (Симферополь)
Памятник «Освобождение Крыма» (памятник Свободы). Симферополь

Памятник «Свободы» или «Освобождение Крыма» — гипсово-цементная композиция изображавшего рабочего, разбивающего молотом оковы капитализма вокруг Земного шара, рабочих и крестьян, бюстов Маркса, Энгельса, Ленина, Троцкого в городском саду Симферополя, возведенного на постаменте снесённого памятника императрице Екатерине II в 1921 году.

Это сооружение, первоначально именовавшееся «Освобождение Крыма как этап борьбы за торжество мирового пролетариата», а затем названное Памятником Свободы постоянно подновляемое и чинимое, простояло до 1940 года.

21 января 1921 г. в заметке «Сверженный кумир» газета «Красный Крым», орган Крымского ревкома и Крымского областного комитета РКП(б), с энтузиазмом сообщала: «…На днях на городском бульваре был снят памятник „матушки Екатерины” и ее верных друзей. Второй раз покойница… свергаемая с пьедестала — она теперь уже навсегда перестанет ласкать взор „верноподданных” и золотопогонников… Уничтоженная история царей и генералов, наконец, сменилась новой историей восставших трудящихся масс, победно и гордо поправших ненавистный трон и идущих ко всеобщему освобождению».

Памятник Свободы. Открытие. 1921
Открытие «Памятника Свободы» в городском саду г. Симферополя. 1921

Областная комиссия по организации первомайских торжеств объявила конкурс по использованию пустовавшего пьедестала, установив три поощрительных денежных премии за разработку проекта нового пролетарского памятника. Лучшим был признан совместный проект, предложенный управляющим делами Крымского ревкома Бугайским и художником Преславским. Его авторы для воплощения основной идеи памятника использовали популярные в то время в искусстве символико-аллегорические формы. Доминирующей фигурой композиции являлся титан, олицетворявший образ восставшего народа, который молотом, взметнувшимся в высоко поднятой руке, наносил удары по железной цепи рабства, сковывавшей народы мира. Разрыв в одном месте цепи, сжимавшей земной шар, символизировал, по-видимому, победу пролетариата пока еще в одной стране, каковой стала Советская Россия.

Прямое отношение к памятнику имел поэт Максимилиан Волошин. Он записал в дневнике: «В Симферополе, на улице ночью, ко мне подошел товарищ Бугайский — секретарь Исполкома. «Вы обратили внимание, товарищ Волошин: никто не представил проекта памятника ? А я придумал, что именно нужно изобразить. Нет ли у Вас знакомого художника, который мог бы мне это зарисовать? Премия большая: 150 000. Мы ее получим — и я бы охотно с ним поделился. Конкурентов нет».

Мне тут же пришел в голову Преславский. Он был ловкий и вполне приличный рисовальщик. Проект был зарисован через 2 часа, а лепить его решили ехать в Коктебель, с группой художников, которых Преславский должен был привлечь для этой работы».

Памятник Свободы. Строительство
Возведение памятника «Свободы». Симферополь

1 мая 1921 г. исполненная за шесть дней в гипсе в натуральную величину модель временного памятника «Освобождения Крыма» под звуки «Интернационала» была торжественно открыта в городском саду. Достоинства и недостатки первого памятника обсуждались на страницах местной печати, а эскиз его был выставлен на всеобщее обозрение в одном из окон фотоателье по улице Пушкинской.

2 июня 1921 г. Крымский ревком принял постановление о переводе гипсовой модели в постоянный памятник из бронзы. Работы по его изготовлению ввиду их государственной важности объявлялись срочными и ударными. Их намечалось завершить к годовщине Октябрьской революции. В Москву для привлечения к работам в качестве консультанта известного скульптора М. Г. Манизера был командирован председатель комиссии по сооружению памятника Я. А. Тугенхольд. Однако разруха и начавшийся голод в Крыму не позволили осуществить эти планы. Памятник решено было выполнить в бетоне, а руководство по его отливке осуществлял скульптор Оленин.

7 ноября 1921 г. памятник был открыт. Основную фигуру — титана — дополнили установленные на выступах постамента три бюста соответственно: на центральном — К. Маркса, правом — Л. Д. Троцкого, на левом — В. И. Ленина. В 1928 г. после исключения Л. Д. Троцкого из партии его бюст был заменен бюстом Ф. Энгельса. В качестве лозунга, помещённого на главном фасаде пьедестала, была использована строка из знаменитого «Интернационала»: «Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой». В таком виде памятник простоял до 1940 г. Одновременно с памятником были открыты в Симферополе две мемориальные доски. Одну установили на улице Кантарной (ныне Чехова) в память М. Субхи, деятеля международного революционного движения, члена Крымского обкома РКП(б) в апреле 1919 г., казнённого 28 января 1921 г. в Турции. Другая с лаконичным текстом «Гнездо большевиков» была укреплена на стене дома № 11 по улице Троицкой (ныне Большевистской), где в сентябре 1917 г. оформилась самостоятельная Симферопольская большевистская организация.