Хрустальный дворец

В Симеизе Сергей Иванович Мальцов реализует свою давнюю мечту: строит Хрустальный дворец.

Хрустальный дворец (Симеиз)
Хрустальный дворец С. И. Мальцова в Симеизе. Крым

Хрустальный дворец — двухэтажный дом в Симеизе, с обширными стеклянными галереями из металлических конструкций, окружавшие постройку по периметру и стеклянной крышей, вызвавший немалое удивление современников. Построен в 1849 г. С. И. Мальцовым на месте дома Нарышкиных на холме над морем (напротив Нарышкинских скал).

Для этого небывалого сооружения на Людиновском железоделательном заводе изготовили деревянный сруб и металлический каркас, которые затем на лошадях доставили в Крым. Двухэтажный хрустальный дворец поставили на высоком холме, он, по словам очевидцев, внешне напоминал гигантский фонарь, составленный из огромных рам со стеклами. Очевидцы оценивали постройку скептически, полагая, что она в большей степени рассчитана на внешний эффект, нежели пригодна для проживания. Видимо, так и было. Сам хозяин никогда не жил в хрустальном «аквариуме», летом он обитал «в небольшом уютном доме на мысе «Ай-Панде», а зимой — в так называемом доме Потоцкой в старом симеизском парке.

Дворец ежегодно сдавали для устройства в нём пансиона, поджаривая на крымском солнышке гостей, соблазнившихся необычной постройкой. До наших дней это чудо не дошло — в 1889 году хрустальный дворец сгорел от нечаянно упавшей керосиновой лампы в комнате камердинера Ивана Лифляндцева. Дачники, служащие имения пытались спасти дворец, но безрезультатно. Позже на его месте возвели новый «Приморский пансион» — сооружение не столь претенциозное, но несравненно более практичное. Приморский пансион в свою очередь сломали в конце 1950-х годов, ныне на этом месте спорткомплекс санатория «Симеиз».

Хрустальный дворец. Симеиз. Творение приверженца технического прогресса С. И. Мальцова, которое некоторые консерваторы того времени назвали «стеклянным четырёхугольным сараем». 1880–1890

Самое образное описание хрустального дворца дал доктор В. И. Чугин: «…это не дворец, а скорее стеклянный сарай. Представьте себе четырехугольный двухэтажный (по высоте) сарай, забранный, вместо досок или кирпича, стеклянными рамами, и вы будете иметь правильное представление о наружном виде этого дворца, не говоря уже об архитектуре, которой здесь нет. Этот стеклянный четырехугольный сарай составляет чехол деревянному, подковообразной формы, зданию, кругом которого идет галерея, наружная сторона которой — стеклянный чехол, а внутренняя — наружная стена подковообразного здания. Проходя узким коридором во внутрь здания, глазам представляется огромная передняя зала, посередине которой идет во второй этаж узкая винтовая, неудобная лестница. Эта зала настолько велика, что с первого раза кажется, что вы в стеклянном чехле - другой деревянный чехол, прорванный в углах, обращенных к морю; но только при внимательном осмотре замечаются по стенам деревянного чехла двери, ведущие в комнаты, так что, после тщательного осмотра всего здания, каждый наблюдатель как-то поневоле задает вопрос: для какой цели выстроено это оригинальное здание? Прорванные углы составляют продолжение передней, и в одном углу устраивается общая столовая, а в другом — оранжерея с чахлыми растениями. Верхний этаж устроен точно так же, как и нижний. Все комнаты достаточной величины и высоты с передними; стены не оштукатурены и большей частью не оклеены, а выкрашены или смазаны какою-то серовато-грязною мазью, отчего во всех комнатах мрачный вид. Запах во всех комнатах характерный, очень неприятный. Окна, обращенные в стеклянную галерею, достаточной величины; имеются во всех окнах форточки или растворяются рамы. При всем желании хорошо проветрить любую комнату нет никакой возможности, благодаря стеклянному чехлу; хотя и в нем есть форточки, но все они так хитро устроены, что или является сквозняк, или нет никакой тяги воздуха. Особенно дурны две угловые комнаты, под названием хрустальных, в которых наружные стенки также из стеклянных рам. Этих комнат каждый, как бы, инстинктивно избегает, и если кто поневоле поселится в них, то на другой же день бежит вон, ибо в этих комнатах еще более духоты и неприятного запаха, чем в остальных. Описанный дворец стоит как раз на берегу моря, на 10 ф. от поверхности воды и не более 25 саж. от моря. Весь дворец стоит на припеке, только с северной стороны частью окружен парком. Понятно, что во время сильной жары нет никакой возможности жить в этом парнике; даже деревья и цветы в упомянутой оранжерее, по недостатку воздуха и очень высокой температуры, чахлы и жалки, несмотря на тщательную поливку. Странно, что некоторые любители хвастнуть громким словцом, что, вот де, они живут в известном Хрустальном дворце, выживают по несколько недель, вынося со стоицизмом все танталовы муки… По-моему, разве только что безысходная крайность может загнать кого-нибудь в эту духовую баню, и то только на несколько часов.»