Ливадийский дворец
Ливадийский дворец вошёл в мировую историю после проведения здесь конференции по «разделу мира» в 1945 году.
Ливадийский дворец — один из самых известных музеев в Крыму, бывшая летняя резиденция последнего русского царя. Находится в западной части Ялты, в посёлке городского типа Ливадия, на территории Ливадийского парка-памятника. Построен в 1910–1911 гг. по проекту выдающегося ялтинского архитектора, впоследствии академика архитектуры Н. П. Краснова.
Белокаменное здание дворца выполнено в стиле Возрождения с включением мотивов византийской (церковь), арабской (восточный дворик) и готической архитектуры (колодец с химерами). В феврале 1945 г. в Белом дворце состоялась знаменитая Крымская (Ялтинская) конференция глав трех союзных держав — СССР, США и Великобритании. Теперь об этом рассказывают экспозиции первого этажа музея. На втором этаже размещена экспозиция «Романовы в Ливадии».
Экспозиция музея
Современная экспозиция Ливадийского дворца-музея, фонды которого насчитывают более трёх тысяч экспонатов, посвящена двум основным эпохам в его истории.
Раздел «Романовы и Крым» — открыт в 1994 году. В сохранившихся покоях воссозданы жилые интерьеры, приближенные к оригиналу, царский кабинет, семейная столовая, классная комната царских детей и другие. Экспозиция раскрывает темы: «История имения „Ливадия”», «Духовная жизнь царской семьи», «Николай II — последний русский император», «Александра Федоровна — императрица, жена и мать».
Среди уникальных экспонатов — подарок шаха Персии к 300-летию Дома Романовых (1913 г.) — ковёр ручной работы с изображением Николая II, императрицы Александры Федоровной и цесаревича Алексея. До революции ковёр находился в интерьере дворца, позднее исчез и спустя много лет появился на одном из европейских аукционов. Реликвия возвращена благодаря крупнейшему меценату, потомку знаменитого рода барону Э. А. Фальц-Фейну, который приобрел и преподнес его в дар музею.
Раздел «Крымская (Ялтинская) конференция» создан в 1974 году. Экспозиция отражает предпосылки, ход и основные решения, принятые на исторической встрече 1945 года: «Большая тройка за круглым столом», «Дальневосточный вопрос» и другие. В кабинете-лаборатории Ф. Рузвельта исследователи и специалисты могут ознакомиться с документами и книгами, посвященными «эре Рузвельта». Особую ценность представляют документальные фотографии, коллекция книг участников Крымской конференции в кабинете-библиотеке У. Черчилля.
Ливадийский дворец-музей ведет большую выставочную деятельность. Ежегодно он принимает более 200 тысяч посетителей.
История и описание дворца
Ливадия, находящаяся в 3-х километрах от Ялты, была летней резиденцией русского царя. В далеком прошлом на этом месте среди густых лесов были большие поляны. Отсюда и произошло название Ливадия («Ливадион» по-гречески означает «луг»). В древности здесь, вероятно, было греческое селение. Первые дворцовые постройки появились лишь в 40-х годах позапрошлого столетия. В то же время был разбит прекрасный парк на площади свыше 40 гектаров. Все это принадлежало графу Потоцкому. В 1860 году, когда имение Ливадия стало царской собственностью, под руководством придворного архитектора Монигетти были построены два дворца, бассейны, оранжереи, конюшни. Центральная часть парка была значительно перестроена. Из-за границы привезли декоративные экзотические растения, украсившие парк. До настоящего времени из построек Монигетти сохранились лишь некоторые службы и дворцовая церковь.
В 1911 году на месте разобранного старого дворца по проекту архитектора Краснова из инкерманского камня был построен белый дворец в стиле итальянского Возрождения. Одновременно были сооружены дворцы для придворных, многочисленные службы, казармы для солдат и казаков, охранявших царскую семью.
Белоснежные фасады Большого дворца украшены художественной резьбой. Мраморная аркада придает особую легкость главному входу. В рисунку дверей и мраморных диванов можно различить мотивы великого Рафаэля. Роскошью и изысканностью отличается и внутренняя отделка дворца: тончайшая резьба по мрамору и дереву, мозаичные украшения.
Привлекают внимание своей архитектурой внутренние дворики — арабский и итальянский. Последний, выдержанный в стиле флорентийских дворцовых построек XV–XVI веков, окружен большой четырехугольной галереей с точеными колоннами, диванами, такими же, как и у главного входа, и полом, выложенным мраморными плитами. Вход во внутренний дворик закрывают железные ворота ручной работы уральских мастеров. Своей легкостью кружевной узор ворот и решеток гармонирует с архитектурой всего дворца, а цветом оттеняет белизну стен и колон.
Небольшая галерея соединяет итальянский дворик с домашней церковью в византийском стиле, построенной Монигетти в 1866 году. Напротив церкви — башня-звонница и колонна из серого мрамора. Судя по содержанию надписи, исполненной на арабском и турецком языках, колонна доставлена в Ливадию с Балкан в ознаменование победы русской армии над Турцией в войне 1878 годов. Восточный мотив колонны перекликается с изящным оформлением мраморного фонтана с бронзовой головкой барана, из которой струится вода, и надписью на мраморе арабскими буквами «Ливадия».
По настоянию членов царской семьи первоначальный проект внешнего оформления дворца были внесены некоторые изменения. О своеобразных вкусах владельцев дворца говорят скульптура химеры, якобы способной отгонять злых духов и отводить беду от хозяев дома, подковы, приносящие счастье, и множество подобных предметов, которые широко использованы во внешнем оформлении. Во внутренних помещениях только икон и иконок было 750 штук.
В 1920 году Ливадия была национализирована и превращена в первый крестьянский санаторий на 300 коек, в котором крестьяне не только отдыхали и лечились, но и учились. Они слушали лекции на научные и политические темы, по сельскому хозяйству и агрономии, здесь же, в санатории, были организованы курсы по ликвидации неграмотности. Сохранили только 11 дворцовых комнат с ценными панелями из дерева и шёлка для размещения музея «быта революционной эпохи».
В 1927 году перед отдыхающими санатория «Ливадия» выступал с чтением стихов Владимир Маяковский. Позднее в стихотворении «Чудеса» пролетарский поэт описал свою встречу с крестьянами в бывшем царском дворце.
В 1928 году Ливадию посетил Максим Горький. Свои впечатления Горький выразил так: «За границей сочиняют по старой привычке новых царей для России, а прежней России в помине нет, а в бывших царских дворцах сидят бывшие мужики посконные, поглядывают в окошко. Хорошо! Очень хорошо!»
Во время второй мировой войны гитлеровцы нанесли ливадийской здравнице огромный ущерб: было вывезено медицинское и хозяйственное оборудование, разграблен Большой дворец, уничтожен малый дворец, подожжен свитский корпус.
После проведения первых восстановительных работ с 4 по 11 февраля 1945 года в Большом зале Ливадийского дворца проходила Ялтинская (Крымская) конференция руководителей трех великих держав — Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании. Совещание в Ялте сыграло видную роль не только в ходе совместной борьбы против германского фашизма и японского милитаризма, но и выработке основ послевоенного устройства мира. Для поддержания мира и международной безопасности Крымская конференция вынесла решение о создании Организации Объединенных Наций.
А в период работы конференции в Ливадийском дворце размещалась вся американская делегация во главе с президентом США Франклином Делано Рузвельтом.
После 1953 года Ливадия вновь становится санаторием, расположенном на базе архитектурно-паркового комплекса бывшей царской резиденции. В бывшем царском музыкальном салоне Большого дворца находится библиотека и читальный зал санатория.
Разбитый в ландшафтном стиле Ливадийский парк занимает 60 гектаров и насчитывает почти 400 видов деревьев и кустарников. Можно встретить секвойи гигантские, кедр ливанский и атлаский, восточный платан, ягодный тисс. В качестве бордюров используются лавр и буксус.
А на склонах окрестных гор раскинулись виноградинки совхоза «Ливадия», одного из самых крупных хозяйств Крымского винокомбината «Массандра». Здесь выращиваются сорта винограда большой ценности, идущие на изготовление высококачественных, в основном десертных, вин — Муската, Токая, Пино-Гри и других.
Солнечная тропа («Царская тропа»)
Она начинается у Ливадийского дворца и почти доходит до гаспринского особняка, где в 1901–1902 гг. жил Л. Н. Толстой. Великий русский писатель и был ее неавгустейшим первопроходцем.
…Дорожные указатели приводят к белой ротонде, что возвышается над санаторием «Нижняя Ореанда», Крестовой горе, винограднику. Неподалеку от скульптуры «Дружба», у развилки, «Солнечная тропа» пересекает нижнюю дорогу и идет мимо отрога Ай-Никола, скалы Белоголовой, Утюжка. Слева внизу остаются санатории бывший «Золотой пляж», имени Пальмиро Тольятти, «Горный», «Парус», туристская база «Кичкине»… Картины природы меняются ежеминутно. Идти легко. Дышится свободно. Подъемы и спуски незаметны, прогулки по этой тропе не утомительны.
Как добраться?
Добраться в Ливадийский дворец-музей из Ялты можно на прямом маршруте № 100. Маршрут проходит через всю Ялту по городскому кольцу.
Адрес музея: 298655, г. Ялта, пгт Ливадия, ул. Батурина, 44а. Тел.: +7 978 761-81-71.
Время работы: без выходных с 9:30 до 18:00, выходной — среда. Доп. информация: время работы, стоимость билетов.
Координаты: +44° 28' 4.00", +34° 8' 37.00"